Этого документа ждали почти два с половиной года. С 1 ноября 1996 года значок “Отличник народного просвещения” уже не вручали никому. Редакцию буквально засыпали письмами: “Когда же отличившиеся педагоги снова смогут получать отраслевые награды?” Мы в свою очередь обращались в министерство за разъяснениями. На все вопросы нам отвечали: “Ждите”.
Дождались. С 15 апреля вступило в силу Положение “Об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации”. Предшествовала этому долгая и кропотливая работа. Проект Положения, вышедший из Управления по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами (начальник В.Т.Корольков), прошел предварительную “обкатку” и обсуждение во многих инстанциях. Его заслушивали на советах ректоров вузов и руководителей средних профессиональных учебных заведений. Обсуждали данный проект на двух региональных совещаниях управленцев во Владивостоке и Архангельске. В декабре прошлого года Положение об отраслевых наградах было в целом одобрено на коллегии министерства. Все замечания, естественно, принимались к сведению и учитывались в дальнейшей работе. Положение было согласовано с ЦК профсоюза работников народного образования и науки. Новые нагрудные знаки получили “добро” от Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации. На завершающем этапе документ был направлен для рассмотрения в Министерство юстиции Российской Федерации. И вот наконец все этапы позади. Я недаром рассказываю так подробно о рождении этого документа. Помню возмущенные письма наших читателей, которые призывали поторопить министерство.
– Что появилось нового в Положении об отраслевых наградах? – с таким вопросом я обратилась к Валентину Петровичу Буркину, начальнику отдела наград Министерства образования.
– Во-первых, изменились названия наград. Введены два новых нагрудных знака. Это “Почетный работник общего образования Российской Федерации” и “Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации”. “Отличников” больше не будет. Во-вторых, изменились требования к стажу награждаемых. К примеру, для работников школ он составляет двенадцать лет в учреждениях, относящихся к системе общего образования.
В-третьих, введены новые требования к педагогическим работникам школ, училищ, представляемых к наградам. Теперь они должны иметь высшую или первую категорию по оплате труда. Это касается преподавателей техникумов и учебных заведений других типов.
– Известно, что прежде существовали негласные разнарядки или квоты при представлении к награде. А теперь?
– Ни о каких разнарядках сегодня речи быть не может. Стаж, высшая или первая категория, конечно же, во многом являются формальными показателями. Ясно, что награждают отличившихся людей. Поэтому в Положении четко оговорены условия, при которых возможно такое поощрение. Это и применение педагогом в учебном процессе инноваций, использование новых технологий и другие “изюминки”. Должны учитываться новые методы работы, заметные достижения, успехи, заслуги, отличающие его от коллег.
– Раньше присвоение звания “Отличник просвещения” в большей мере служило моральным стимулом для работников. А как обстоят дела при награждении нагрудным знаком “Почетный работник общего образования Российской Федерации”?
– Лицам, награжденным этим знаком, может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов от должностного оклада за счет средств учебного заведения. В вузах и техникумах это было всегда. Теперь данная надбавка распространена на работников школ.
– Есть ли ограничения при награждении работающих пенсионеров или педагогов предпенсионного возраста?
– Таких ограничений не установлено. Все вопросы по награждению сначала решает Совет образовательного учреждения. Главное – это заслуги человека, его трудовая деятельность. Теперь при награждении в новом Положении осуществлен более демократичный подход к процедуре выдвижения на награждение. Допустим, школа представила свою кандидатуру для награждения в муниципальный орган, затем документы поступают в область или край. А наверху не согласились с кандидатурой и отказали в награде. Теперь по новому Положению школа имеет право повторно рассматривать вопрос о награждении на совете. Если две трети членов совета считают, что, допустим, Иванову отказано несправедливо, он достоин награды, то они повторно направляют все документы по инстанциям. Там должны рассмотреть повторное ходатайство образовательного учреждения и при несогласии с ним орган управления образованием обязан представить все наградные материалы в министерство вместе со своим мотивированным заключением. А министерство принимает свое решение.
– Судя по тому, что два с половиной года педагогов не награждали, ожидаются “горячие денечки”.
– Мы к этому готовы. В последний год перед прекращением награждения было отмечено около сорока тысяч человек. Среди них более тридцати тысяч учителей, три тысячи триста человек – работники профтехучилищ и свыше двух тысяч работников – из сферы среднего и высшего профессионального образования. По прогнозам, мы ожидаем цифру более сорока тысяч человек. Но нас она не пугает. Награждать отличившихся – приятная обязанность.
Надежда ТУМОВА
P.S.
В следующем выпуске “Из первых рук” мы опубликуем методические указания Минобразования России по оформлению всех наградных документов.
Комментарии