search
main
0

Привычка к труду родом из песочницы! Размышления об образовательной концепции Луначарского

Оппоненты были и у Луначарского, поскольку как раз американская якобы благотворительная “контора” под кодовым названием “АРА” завершала спасение 10 миллионов наших сограждан от небывалого голода в Поволжье. И тогдашние оппоненты относились к спасителям с подозрением: “А эти зачем крутятся под ногами? Наверняка за “мозгами” приехали. Но Луначарский реагировал спокойно и гнул свою прозападную (конкретно – проамериканскую) линию.

Труду, а стало быть, налоговой состоятельности в его концепции отводится место, как царю на троне, всаднику на коне, как точно такое, какое он занимает в большой жизни. Причем труду его в высшем смысле, а не в смысле какой-нибудь дешевой подделки вроде “учебного труда”. Труду, который выращивает хлеб, строит дома, одевает и обувает, кормит, поит, воплощает в материальные ценности научные идеи (почерпнутые, между прочим, тоже из труда) и, конечно, все остальное, что придает ему максимальную эффективность, помогает стать конкурентоспособным. В известном смысле можно сказать, что концепция Луначарского – это гимн труду и человеку труда.
Первый и до 7-8 лет главный вид труда – подражание взрослым: строить, “пекарить”, выхаживать и воспитывать “детей”, “воевать” и т.д. и т.п. Игру изобрели дети с подачи их врожденных инстинктов. И поскольку это так, они лучше всякого взрослого знают, что, где и когда им делать. И пять тысяч лет играли в кости и теперь играют, кто в “бабки”, а кто в кегли. Хочешь поучаствовать? Да хоть каждый день! Ни один ребенок не возразит, а, скорее всего, обалдеет от счастья. Но только не вздумайте нарушать правила, ибо они установлены детской природой, а потому нерушимы. Эти правила тонко намекают нам, взрослым, на следующие обстоятельства: мы вас нежно любим, слушаемся, не знаем, чем благодарить, очень хотим, чтобы нами вы только гордились. Единственное, о чем молим – это признавать и уважать наш суверенитет. не вторгаться в наш мир, как слон в посудную лавку, т.е. со своим взрослым уставом.
В переводе на абсолютно понятный, доступный язык научной, природосообразной педагогики эта мольба означает: я ребенок, слабый росточек, которому еще предстоит стать могучим деревом, а ты уже взрослый и тебе ничего не стоит из самых благих намерений сломать меня обучением математике с трех лет. Подумай: станет тебе легче, если ты это сделаешь?
Чтобы Луначарский не понимал таких вещей?! В его концепции прямо говорится: “Ребенок жаждет подвижности, его держали в неподвижном состоянии. Он с чрезвычайной легкостью усваивает знания (сообразованные с его врожденными способностями, о чем Луначарский предупреждает выше. – В.К.), когда они передаются (а не “даются”. – В.К.) ему в веселой и активной форме игры или труда, которые при умелой постановке совпадают, а его учили на слух и по книге. Дитя гордится приобретением всякого рода практического умения, а ему их не давали вовсе.
Далее узнаем, что “источником стремлений современной передовой школы к труду” служит также и необходимость еще в школьные годы ознакомить детей “с тем, что больше всего им будет нужно в жизни”. Это ознакомление следует начинать с 14 лет, т.е. на 6-м году обучения.
Поскольку на первой ступени дети еще маленькие, им следует предлагать различные формы ремесленного труда соответственно их наклонностям (вспомним “Свободную мастерскую” в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского), зато на второй ступени “на первый план выдвигается промышленный и земледельческий труд в его современных (сегодня это “современность”, конечно, другая, но принцип остается незыблемым!) машинных формах. Овладение в этом возрасте той или иной конкретной профессией Луначарский трезво считает задачей нереальной. Другое дело – внятные представления о разных видах труда, почерпнутые при посещении того или иного производства обслуживающего предприятия. Эти представления должны уже “проклевываться”. Особенно большим простором для профопределения располагает сельское хозяйство. Тут все на виду. Выбирай, что нравится больше всего и вперед: жми на предметы, которые потребны для дела, а не для “общего развития” (в действительности – для оглупления и люмпенизации!), и не оглядывайся на юродивых “культуртрегеров”. Они, особенно доморощенные, никогда не понимали и никогда не поймут, что высшим культурным пилотажем всегда была и на века(!) останется хорошая работа!

Валентин КУМАРИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте