Года полтора назад завуч одной из подмосковных школ побывала в Китае. Конечно, педагога интересовало, как там поставлено школьное образование, и прежде всего трудовое. И каково же было ее изумление, когда она узнала, что в Поднебесной этот важный в становлении человека предмет находится в загоне. Детей не учат даже самообслуживанию. Словом, в этой стране нет того уровня трудового воспитания, опыт которого можно было бы позаимствовать. Юные китайцы в больших городах не хотят и не любят заниматься ручным трудом, считают его унизительным. У большинства детей преобладает стремление получить образование, окончить вуз, устроиться на хорошую работу или заняться бизнесом и стать богатым. То есть растет поколение людей, жизненные цели которых эгоистичны и нацелены на личный успех, легкую жизнь и потребление.
Правда, в стране уже осознают опасность такого подхода к школьному воспитанию и начинают его пересматривать. Уже есть решение ввести во всех школах обучение ребят ручному труду: шитью, кулинарии, другому ремеслу. Продолжат обучение труду и вузы: студенты независимо от того, какими профессиями они овладевают, летом будут работать на фермах, предприятиях сферы обслуживания.
А как обстоит дело с трудовым воспитанием у нас, в России? В недавнем прошлом дети и учащаяся молодежь были объявлены привилегированным классом, свободным от всякой «эксплуатации», даже от труда по самообслуживанию. Дети и дома, и в школе в большинстве своем освобождены от любого ручного труда, и в итоге растут белоручками. Да, в школах есть такой предмет, раньше он назывался «Труд», но не имел никакого отношения к трудовому воспитанию. Дети не приучены поддерживать порядок в своей комнате, в квартире, в классе, не могут подмести, почистить одежду, пришить пуговицу, постирать, что-то приготовить на завтрак, им все надо подать. Они живут на всем готовом и взрослеют, не становясь самостоятельными. Однажды я встречала подростков, приехавших из спортивного лагеря. Почти все с большими чемоданами. Что за груз им пришлось везти? Они везли столько смен одежды, чтобы хватило на все три недели. Им и в голову не приходило, что можно обойтись меньшим количеством белья и рубашек, если их вовремя постирать. Юные спортсмены не умели и не хотели обслуживать себя.
Многие директора и учителя наших школ, ответственные за будущее своих питомцев, стараются обойти запреты на «эксплуатацию» детей. Директор школы Звездного городка Клавдия Андреевна Шубичева еще в 80‑е годы привлекала детей к уборке в классе, на школьном дворе. Отдельные родители пытались воспрепятствовать этому, но ей удалось убедить их. Эта традиция сохранилась в школе имени В.М.Комарова и сегодня.
В 70-80‑х годах в «Учительской газете» была такая рубрика – «Привычка к труду благородная». Тогда много писали об ученических производственных бригадах сельских школ.
Мы готовим детей к самостоятельной жизни. Будем же воспитывать благородную привычку к труду – и родители, и учителя.
Комментарии