search
main
0

Привлекать в армию образованием. Предлагает военный комиссар Республики Татарстан, кандидат социологических наук, член-корреспондент Российской академии гуманитарных наук генерал-майор Рим МУСТАЕВ

Модернизация армий – глобальная тенденция последних десятилетий. Опыт тех стран, которые, как и Россия, проводят реформы своих вооруженных сил, изменения в армиях европейских стран за последние два десятилетия позволяют проследить ряд социальных тенденций. Среди них – увеличение числа добровольцев, повышение образовательного и профессионального уровня военнослужащих всех рангов, а также их уровня жизни. Главным содержанием военной реформы в нашей стране должны стать изменение роли Вооруженных Сил, повышение статуса солдата и офицера. Без социально-экономических мер добиться этих изменений практически невозможно. Повысить престиж военной службы для граждан России можно лишь при наличии системы социально-экономической защиты военнослужащих. У нее много аспектов. Один из них – внедрение новых образовательных технологий, которые позволят военнослужащим во время службы приобретать гражданскую специальность.

В сознании немалого числа призывников и их родителей сложился позитивный стереотип армии как социального института, закладывающего основы профессионального самоопределения. Это подтверждают данные социологического опроса призывной молодежи в Татарстане. 16,6% будущих солдат связывают социальные ожидания с получением в ходе армейской службы востребованной на рынке труда гражданской профессии.

Анализ показывает, что большинство военнослужащих срочной службы – выходцы из малообеспеченных семей.

Для представителей малообеспеченных слоев общества, также как и для остальных категорий призывников, армия должна стать плацдармом не только будущей военной, но и благополучной гражданской карьеры.

Если Вооруженные Силы России в рамках собственного бюджета смогут финансировать высшее образование призванных в армию юношей в течение двух лет призыва (без отрыва от срочной службы), это повысит привлекательность военной службы настолько, что треть физически здоровых и стремящихся к знаниям абитуриентов призывного возраста с большим желанием придут не в конкурсные комиссии вузов, а на призывные пункты для одновременной военной службы и учебы.

Дистанционные технологии высшего образования могут быть гармонично вписанными в режим армейской подготовки новобранцев. А на второй год срочной службы – активно формировать облик, личностные качества военнослужащего, эффективно использоваться в воспитании молодых граждан России в солдатской форме.

Базовый, двухгодичный (четыре семестра) гуманитарно-патриотический блок высшего образования для всех вузов РФ может быть успешно усвоен военнослужащими срочной службы в воинских частях в режиме дистанционной технологии обучения.

Преимущества дистанционного образования перед классическими формами обучения и перспективы развития данной технологии очевидны.

Возможность дистанционного обучения во время срочной службы приобретает особую значимость для молодых выходцев из сел, небольших населенных пунктов, отдаленных регионов. Стоит отметить, что для них проблемы трудоустройства в гражданской жизни во многом связаны с тем, что у таких юношей нет возможности получить достойное образование.

Современная армия требует не только современных вооружений, но и повышения уровня образованности военнослужащих срочной службы. Эта задача должна стать одной из ведущих в Вооруженных Силах России. Комплекс личностных качеств гражданина и солдата России должен цементироваться именно в Вооруженных Силах. А военно-прикладные, профессиональные знания, необходимые современным армии и флоту, могут быть получены будущими призывниками в системе непрерывного военного образования с девятого класса общеобразовательных школ.

Для этой цели необходима реформа учебно-производственных комбинатов (УПК) Минобразования и учреждений РОСТО. Районные УПК – оставить для девушек 9-11-х классов, а учреждениям РОСТО – выполнять роль УПК для юношей 9-11-х классов общеобразовательных школ с введением дополнительных современных специальностей.

Три года подготовки до призыва по программе среднего специального технического образования могут гармонично сочетаться с двумя годами гуманитарного высшего образования в период прохождения срочной службы. А после увольнения в запас военнослужащий срочной службы продолжит или, точнее, завершит высшее образование в гражданских вузах вместе со сверстниками без каких-либо потерь времени на службе в рядах Вооруженных Сил. При этом он еще и получит дополнительный финансовый выигрыш от экономии двухгодичной оплаты за обучение в высшей школе. Последнее обстоятельство имеет весьма важное социальное значение для молодых людей – выходцев из малообеспеченных семей.

Реализация данных предложений позволит эффективно видоизменить статус армейских воспитателей на педагогов-технологов и педагогов-психологов. Воспитательная работа не упразднится, а приобретет качественно новые формы и содержание. При этом педагог-технолог или педагог-психолог после увольнения в запас по выслуге лет получит полную социальную защищенность, так как приобретет возможность для продолжения педагогической деятельности в гражданских вузах.

Один из аспектов проблемы связан с оценкой возможности перехода от смешанного к контрактному комплектованию армии. Полный перевод Вооруженных Сил России на контрактное комплектование ляжет тяжелым бременем на экономику государства. Причем эта проблема не исчерпывается только повышением денежного довольствия военнослужащим контрактной службы. Контрактнику необходимо создать весь комплекс социальных условий, а это требует построения соответствующей инфраструктуры. Контракт – трудовое соглашение, права на которое профессионал должен добиваться на конкурсной основе, он предполагает высококачественный отбор. Собственно, армию и делают контрактной, чтобы у общества была гарантия, что защищать его будут высокопрофессиональные люди. В свою очередь у тех, кто поступает на контрактную службу, должна быть гарантия социальной защищенности не только на время службы, но и после ее окончания. Это касается и такой сферы социальной защиты, как льготы на образование для военнослужащих, уволенных в запас.

Во время социологических опросов в Республике Татарстан большинство контрактников высказались в пользу льгот на образование для увольняемых с военной службы в запас. Среди получающих второе высшее образование значительную долю составляют бывшие военнослужащие, офицеры, уволенные в запас. Обладая значительным стажем работы, необходимой выслугой лет, эти трудоспособные мужчины стремятся приложить свои силы в гражданской сфере. Но для этого им зачастую необходимо дополнительное профессиональное образование. Стоит отметить, что такие военнослужащие обладают значительным профессиональным и жизненным опытом, подготовкой по гуманитарным дисциплинам. Оптимально было бы создание специальных учебных программ, ориентированных на подготовку бывших контрактников по гражданским специальностям. Помочь в решении данной проблемы также могут дистанционные технологии обучения.

Решение проблемы требует в первую очередь эксперимента, позволяющего определить затраты на реализацию проекта, апробировать информационные и телекоммуникационные технологии дистанционного образования в армии, наметить перечень гуманитарных дисциплин, которые можно внести в практику дистанционного обучения военнослужащих. Такой эксперимент можно провести в отдельных воинских частях при ограниченном выборе обучаемых силами отдельных вузов, которые возьмут на себя организацию дистанционного обучения военнослужащих.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте