Вполне возможно, что всем известная пословица «маленькие детки – маленькие бедки» была придумана для того, чтобы успокоить молодых пап, мам, а также учителей начальной школы. Ну чтобы дать им возможность, вздохнув лишний раз над проделками своих сорванцов, подумать, что все не так уж плохо.
Моя собеседница, человек с очень звонкой педагогической фамилией, педагог-психолог воронежской начальной школы гимназии имени академика Басова Александра Макаренко рассказала мне о двух самых распространенных проблемах, разрешить которые ее просили родители учеников и учителя. Первая – как бороться с дразнилками и обзывалками, а вторая – как распознать тревожное состояние ребенка. Второй момент мы решили отложить для следующей, более подробной беседы.
Самое главное, считает Александра Александровна, научить ребенка адекватно реагировать на обзывания, объяснить, что дразнилки всегда были и, наверное, от них никогда насовсем не избавиться. Значит, надо как-то реагировать, но как именно? У ребенка должен быть выбор, и это ему могут объяснить родители. Но если они не знают, о чем говорить, надо обратиться к классному руководителю и психологу.
На дразнилку можно отозваться по-разному, например, обезоружить откровенностью. Моя собеседница рассказала об одном конфликте, произошедшем во втором классе между мальчишками: одного достаточно крупного мальчика одноклассник обозвал толстым. А тот обиделся, но не стал ни обзываться в ответ, ни тем более плакать, а искренне возмутился: почему ты меня обзываешь, ведь мне это очень неприятно и обидно! И раз ты так ко мне относишься, то я больше не буду с тобой дружить! Обидчик больше всего не ожидал подобной откровенности и открытости, и ему стало стыдно. Да, пока дети маленькие, это с ними случается часто, в отличие от взрослых. Мальчик подошел к своему однокласснику-богатырю, попросил у него извинения и пообещал никогда больше не обзываться. Они тут же помирились.
Конфликтные ситуации преследуют человека на протяжении всей жизни, и важно, как говорит Александра Макаренко, научить ребенка выбору реакции. Ведь родители, как правило, учат одному: умей дать сдачи! Но на самом деле этот выход должен использоваться только в самом крайнем случае. В ответ можно прекратить разговаривать, и это совсем не означает трусость, можно обратить все в шутку, а можно, как это сделал наш второклассник, откровенно объяснить, что ты обижен.
Что в этой ситуации может сделать учитель? Естественно, поговорить с ребятами, объяснить, что так нельзя и почему это плохо. А еще он может провести классный час в какой-нибудь необычной форме, например с приглашением доктора Антидразнилкина, который будет делать прививки от вредности всем, кто обзывается. Или еще вариант. Однажды мне повезло – я видела, как на классный час к первоклассникам пришли дети из четвертого класса и показали небольшую театрализованную постановку о том, как у мальчика, который любил дразниться, от каждого его вредного высказывания вырастали хвост, потом длинные синие волосы на голове, затем огромный красный нос и клоунские усы. В общем, красавчик стал еще тот! Закончилось все тем, что добрый волшебник с говорящей фамилией (наподобие Недразнилин) дал этому «красавцу» волшебное яблоко, от которого отпали и хвост, и усы, и все лишнее.
Не менее важно поведение учителя, когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации. По словам Александры Александровны, в младших классах именно классный руководитель обычно первым замечает, что с ребенком происходит что-то неладное. Самое время поговорить с родителями. Но сначала надо хорошенько продумать, как вы докажете родителям свои опасения, потому что они могут и не поверить учителю. Доказательством того, что ребенок пребывает в стрессовой ситуации, могут быть и снизившиеся оценки, и жалобы на него одноклассников, и результаты работы психолога.
Комментарии