Всюду, где можно жить, можно жить хорошо. Это еще Марк Аврелий сказал, древнеримский император. Ему вполне можно верить: «философ на троне» плохого не посоветует. Вот Регина Бутуханова, учитель года Забайкальского края-2013, поверила. Преподаватель русского языка и литературы могойтуйской школы №2 сделала эту максиму своим жизненным девизом и ни разу о том не пожалела. Она искренне считает себя необычайно счастливым человеком. Счастье это исходит от нее теплыми осязаемыми волнами, мягко окутывая всякого, кто попадает в ее орбиту. Быть в ее присутствии несчастным даже неловко, точнее, просто невозможно. Ее счастливое спокойствие умиротворяет. Ее спокойное счастье обещает, что все в любом случае будет хорошо.
Любое жизнеописание принято начинать с детских лет героя. Оригинальности в этом мало, зато многое сразу становится понятно без лишних слов и долгих объяснений: ранние годы, как правило, расставляют все точки над i, намечают грядущую линию жизни. О своем детстве Регина Владимировна говорит пушкинскими строками: «…в те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал…». При этом делает ударение на слово «безмятежно». В этом, по ее мнению, и заключается главный секрет счастливого детства. А откуда взяться мятежности, если у тебя лучшие в мире родители, самые замечательные братья, прекрасные друзья-товарищи. Если можно бежать босиком по залитой солнцем набережной родного Улан-Удэ, смотреть кино в «пряничном домике» – старинном кинотеатре «Эрдем», допоздна играть в городском саду или в большом веселом дворе, а зимой мчаться с ледяной горки, сидя верхом на школьном портфеле старшего брата, захлебываясь ветром и восторгом. Правда, сегодня Регине Владимировне кажется, что в городе ее детства всегда царило беззаботное непрекращающееся лето, полное света, заботы и любви. И это ощущение вечного лета – та самая прививка от вечной мерзлоты разочарований и недовольства жизнью – бережет ее до сих пор. Конечно же, учителя у нее тоже были самые лучшие. А лучшая из лучших – Галина Семеновна, классный руководитель, учитель русского языка и литературы. – Она читала нам вслух «Мертвые души» и сама же первая хохотала от души, – вспоминает Регина Владимировна. – С тех пор я, наверное, больше никогда не слышала, чтобы кто-то так искренне и заразительно смеялся над книгой. Она читала и все повторяла: «Вы только посмотрите, как замечательно Гоголь пишет!» Теперь каждый раз, возвращаясь к Чичикову и помещикам, я вспоминаю Галину Семеновну, ее смех, и мне становится хорошо. Конечно, благодаря такому учителю мы все были влюблены в русский язык и литературу. Многие девочки из нашего класса пошли на филологический факультет. А я выбирала между историческим и филологическим, но любовь к литературе все же перевесила. Тринадцать лет назад Регина Бутуханова вслед за мужем, которому предложили тут хорошую работу, приехала в степной Могойтуй. Агинский Бурятский округ встретил ее так, как встречает любого вновь прибывшего: сильным, до костей пронизывающим ветром. Поначалу этот ветер сводил с ума, жизни не давал. Однажды Регина Владимировна не выдержала и даже пожаловалась на него кому-то из родителей, пришедших в школу узнать об успехах своего ребенка. Ее успокоили: «Как только решите остаться здесь насовсем, ветер тут же перестанет вас донимать. Он не утихнет, нет, просто вы перестанете его замечать». И правда, как только Регина Владимировна окончательно приняла и полюбила свой новый дом, как только поняла, что и тут можно жить хорошо и с радостью, ветер-мучитель свернулся клубком у ее ног и затих.Конечно, Регине Бутухановой повезло. Она попала не просто в лучшую школу поселка или даже Агинского Бурятского округа, но и всей страны: в 2005-м вторая могойтуйская доказала это, одержав решительную победу на конкурсе «Лучшие школы России». Регина Владимировна оказалась там, где каждый – и учитель, и ребенок – может попробовать нечто самое смелое и небывалое, на что в другом месте никогда, наверное, и не решился бы. Где никто не сковывает и не сдерживает твою фантазию. Потому что сам точно такой же фантазер, первопроходец и экспериментатор. Недаром Юрий Шагдаров, легендарный директор, основатель и вдохновитель 2-й могойтуйской, чье имя она теперь носит, говорил, что строил не школу, а мечту, идеальный мир в мире далеком от идеала, дом, в котором каждый получит то, зачем пришел… Могойтуйская школа №2 – это покоривший всю Европу хореографический ансамбль «Алтан Туяа» и углубленное изучение языков и математики, это научные экспедиции и проекты, появившиеся здесь задолго до того, как о них стали говорить на государственном уровне. Уже шесть лет здесь ведется эксперимент по обучению разновозрастных групп методом погружения. В течение недели ребята с седьмого по девятый класс изучают один предмет. Старшие помогают младшим, вместе с учителем объясняя и подсказывая, если что непонятно. А иногда младшие обгоняют старших и тогда меняются ролями, и никого это не удивляет – коллективный способ обучения утоляет детскую жажду общения, учит слушать и слышать, снимает напряжение, обычно владеющее подростками. Дети работают в парах и в группах, потом группы работают друг с другом – происходит бесконечное движение, круговорот лиц и любопытных фактов в природе. Такая предметная неделя заканчивается зачетом. Он может быть традиционным, устным или письменным. Иногда дети сами проверяют друг друга. Но Регине Бутухановой, если речь идет о литературе, больше нравятся театральные проекты. «Пушкинский бал», например, когда ребята готовят сценическую постановку, полную стихов, музыки, атмосферы золотого дворянского века. Или междисциплинарный интегрированный проект, посвященный Шекспиру: под руководством литераторов, историков, учителей английского и информатики школьники изучают подробности эпохи, ее театральные и музыкальные традиции, а затем отправляются в собственное путешествие в Англию XVI столетия. – Я благодарю судьбу за то, что привела меня в этот дом, будто еще одну семью подарила, – говорит Регина Владимировна. – Познакомила с удивительными людьми, каждый из которых – целая вселенная. Но больше всего благодарна за своих учеников: после городской школы они показались мне необычайно добрыми, сердечными, настроенными на людей и на общение. Хотя школа наша огромная, тысяча с лишним детей, тут все всех знают и каждый рад другому. Новичков, учителей в том числе, встречают приветливо, открыто. Это сразу чувствуешь. Поэтому работать в нашей школе огромное наслаждение.Регина Бутуханова считает, что человек приходит в этот мир наслаждаться: природой, ее красотой и гармонией, книгами, их глубиной и мудростью, общением с теми, кого встретил на долгой земной дороге. Ей искренне жаль тех, кто постоянно недоволен жизнью и сетует на судьбу. К чему жалобы, если любому из нас под силу организовать вокруг себя свое индивидуальное мироздание, облагородить действительность. Если вокруг все серо и уныло – сажай цветы. В степи, на камнях и песке она разбила сад, цветущий с ранней весны до поздней осени. Если рядом нет театров и музеев – тоже не беда. Ведь есть Интернет. И она с удовольствием совершает виртуальные прогулки по Эрмитажу и Третьяковской галерее. А при первой же возможности едет или летит: во Владивосток, в Хабаровск или на Камчатку, где может часами стоять на мосту и смотреть в воду, красную от рыбьих спин, или любоваться изломанной сопками и вулканами линией горизонта. В любимый Петербург – бродить по Английской набережной и ждать, что вот-вот мелькнет в толпе до боли знакомый черный цилиндр и раздастся мерное постукивание изящной трости по каменной мостовой. Она влюблена в Стокгольм – яркий красочный город, шедевр человеческой фантазии. Вместе с детьми гуляла по Монмартру и любовалась жемчужным свечением Парижа с высоты Эйфелевой башни. Регина Владимировна считает, что ей необычайно повезло не только с коллегами и учениками, но и с родителями учеников, которые делают все, чтобы их дети посмотрели мир и стали людьми Земли.Как и любой литератор, Регина Владимировна хочет, чтобы ее ученики читали. Она, конечно, романтик, но отнюдь не идеалист в розовых очках, и прекрасно понимает, что от реальности не уйти, она свое все равно возьмет. Но уравновесить цинизм и жестокость этой реальности, сформировать в ребенке внутренний стержень, показать примеры истинной человечности – вот задача учителя. Когда она только начинала работать в школе, ее расстраивало, если дети писали в сочинениях, что Наташа Ростова дурочка и Татьяна Ларина не лучше. Подумаешь, муж. Бросить его надо было да и уйти вслед за любимым Евгением. А с опытом пришло понимание – юношеский максимализм пройдет, а желание с возрастом перечитать книгу, увидеть ее новыми глазами и повзрослевшим сердцем останется. Теперь ей нравится, когда дети спорят с авторами – главное, чтобы уважительно. Она и сама не прочь мысленно побеседовать с Пушкиным, чью «Капитанскую дочку» считает лучшим средством воспитания. С мудрецом Чеховым. С парадоксальной Цветаевой. С энциклопедистом Ломоносовым. И, конечно, с Маяковским. – Мне интересны люди, которые совсем на меня не похожи, – говорит Регина Владимировна. – Они могут рассказать о том, чего самой мне в силу характера или обстоятельств постичь не дано. Знаете, если бы я могла поговорить с Маяковским, обязательно спросила бы, каково это «наступить на горло собственной песне». Как после этого жить и писать? Спросила бы, чтобы самой, пусть даже невольно, не повторить однажды этой роковой ошибки.Для конкурсного урока на всероссийском финале в Подольске Регина Бутуханова выбрала сентиментализм Карамзина. И вместе с девятиклассниками отправилась в «Сентиментальное путешествие» в мир старинной русской усадьбы, окрашенный любовными страданиями и сердечными мелодиями, омытый чистыми слезами и окутанный нежностью. Эпоха Карамзина оживала буквально на глазах: перед каждым юным путешественником на парте внезапно оказался выпуск знаменитого «Московского журнала», со страниц которого рвались в мир яркие и незамутненные чувства – истинные боги эпохи Сентиментализма. Откуда ни возьмись появилась… луковица. «А знаете ли вы, – улыбнулась Регина Владимировна, – что дамы той поры, отправляясь в театр, обязательно брали с собой лук. На всякий случай. Вдруг, о, ужас, разыгранные на сцене страсти их не заденут, а не заплакать – значит прослыть жестокосердной, а это просто неприлично!» Портрет М.И.Лопухиной кисти Боровиковского, нежнейшая поэзия Карамзина – подростки обсуждали их с таким жаром и неподдельным трепетом, что, глядя на них, впору было и без лука разрыдаться. На прощание гостья из Забайкалья подарила девятиклассникам перевитый атласной лентой «Дамский альбом». И взяла с них обещание, что они непременно запишут туда свои лучшие и самые чувственные стихи. Когда прозвенел звонок и ребята уже выходили из класса, одна юная барышня, внезапно развернувшись, подбежала к Регине Владимировне: «Вы даже не представляете, какая вы позитивная!» Вот что значит прививка счастья…фото автора
Комментарии