Центр развития ребенка – детский сад №15 «Страна чудес», что в городе Ханты-Мансийске, свое название вполне оправдывает. Ему всего четыре года, а он уже вошел в десятку лучших дошкольных образовательных организаций РФ. Здесь любят и умеют принимать гостей: коллеги из округа, из других регионов России и зарубежные педагоги, познакомившись с воспитанниками «Страны чудес», только диву даются – настолько они общительные, свободные и самостоятельные. Хозяева во главе с заведующей Валентиной Викторовной Куклиной улыбаются: это как раз и не чудо вовсе, а результат внедрения программы «Югорский трамплин», по которой детский сад работает последние два года.
«Югорский трамплин» – региональный вариант российской программы «Сообщество», которая в свою очередь является версией международной программы «Шаг за шагом» – разработан коллективом авторов во главе с психологом Еленой Юдиной по заказу окружного Департамента образования и молодежной политики. Новая методика сразу стала невероятно популярна: сегодня ее применяют на практике уже более сорока детских садов Югры. Что же представляет собой программа, едва ознакомившись с которой педагоги спешат отойти от привычных, годами проверенных традиций и вступить в непростой, весьма трудоемкий эксперимент? – Как мы привыкли организовывать образовательную деятельность? Сажаем 25 детей за парты и читаем сказку. Или все вместе что-то рисуем, – объясняет Любовь Зырянова, заместитель заведующего «Страны чудес». – Здесь же совершенно иной принцип: каждый день в группе работает сразу несколько образовательных центров: математики, литературы и грамотности, конструирования, экспериментирования, сюжетно-ролевых игр, кулинарии, искусств. И ребенок сам выбирает, чем он сегодня хочет заниматься: делать винегрет, взвешивать овощи и фрукты на разных весах, лепить из пластилина, рассматривать картины знаменитых художников или учить веселые скороговорки. В процессе работы дети могут свободно переходить из центра в центр: надоело рисовать – можно пойти строить гараж из «Лего» или печь печенье. Не успел доделать начатое? Не беда, никто не будет подгонять, говорить, что занятие уже закончилось, – это же творчество, тут мешать нельзя. Такой подход развивает в ребенке ответственность, самостоятельность, фантазию и живую мысль. Любовь Леонидовна вспоминает, как однажды на открытом занятии для воспитателей города одна девочка никак не могла справиться с заданием – не получалось у нее что-то измерить. И так крутила линейку, и эдак – ничего не выходит. Тогда она встала и пошла к гостям: может, вы мне поможете?- Ее смелость и непосредственность всех тогда изумили, – улыбается Любовь Леонидовна. – Всех, кроме нас. Мы к этому уже успели привыкнуть. Учим детей не стесняться просить о помощи – в этом ведь нет ничего страшного. Всегда говорим: если что-то не клеится, первым делом спроси совета у товарища, который работает рядом. Как правило, дети сами могут помочь друг другу даже лучше воспитателя. А если уж у вас двоих не получилось, обращайтесь к взрослым. «Югорский трамплин» затягивает. Тот, кто начал по нему работать, к традиционной программе уже никогда не вернется. Хотя, конечно, это непросто. Во-первых, требует большой предварительной подготовки – все необходимые наглядные материалы, а их требуется много, нужно подбирать самим. А иногда случается, что тему приходится менять на ходу: думал воспитатель посвятить работу центров наступающей весне, а оказалось, что у кого-то из детей дома котята родились. Какая уж тут теперь весна? Все хотят рисовать кошек, сочинять сказки про кошек, обсуждать их повадки и привычки. И надо быть готовым уловить настроение ребят, суметь быстро перестроиться. Во-вторых, в группе помимо воспитателя каждый день задействованы все свободные педагоги: в одном центре с детьми занимается логопед, в другом – музыкальный руководитель, в третьем – психолог. Организовать взрослых иногда бывает сложнее, чем детей, хотя, по словам Любови Леонидовны, все педагоги «Страны чудес» с самого начала с радостью согласились на эксперимент, никто не возмущался: мол, «не царское это дело» – работать в группе. Помогают и родители: в центре кулинарии мамочки с удовольствием учат детей месить тесто и квасить капусту.- Мы теперь уже и представить себе не можем, что когда-то работали иначе, – признаются воспитатели Алла Пешеходова и Татьяна Бригида. – Хотя до сих пор приходится иногда себя одергивать, чтобы лишний раз не вмешиваться в деятельность ребенка, не попытаться что-то сделать за него, не подсказать, если он сам не попросит. Занятия по «Югорскому трамплину» можно начинать уже с трехлетними малышами – чем раньше ребенок научится делать собственный ответственный выбор, поймет, что можно не быть как все, тем лучше. В «Стране чудес» программа действует в трех группах из десяти – в средней, старшей и подготовительной, – а с сентября к ним присоединится еще одна, четвертая. Возможно, настанет день, когда по «Трамплину» помчится уже весь детский сад…Коллеги из других дошкольных учреждений, которые еще только думают о переходе на «Югорский трамплин», волнуются, способны ли дети при таком во многом самостоятельном режиме как следует подготовиться к школе. Любовь Зырянова успокаивает: их первые выпускники 1 сентября идут в школу, учителя начальных классов пристально наблюдали за ними весь предыдущий год и очень довольны их успехами. Все дело в том, что развитие ребенка не ограничивается только работой в центрах. Ситуации, с которыми столкнулись дети, постоянно обсуждаются и на прогулке, и на занятиях шахматами, музыкой, робототехникой, и на научно-практических конференциях, где малыши выступают со своими первыми в жизни докладами, и на экскурсиях в музеях, которых в саду несколько: «Русская изба», «Чум», «Музей воинской славы», заслуживший медаль и почетный диплом на Всероссийском конкурсе патриотического воспитания.А еще тут есть «Музей футбола». Эта игра – очередное чудо «Страны чудес». В детском саду тренируется своя футбольная команда, в которую в основном входят… девочки. Руководит ею Анна Брагина. В этом году Анна Геннадьевна стала победителем окружного конкурса «Воспитатель года» и осенью поедет в Москву защищать честь всего дошкольного образования Югры.
Комментарии