«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье!» – воскликнул Генрих Гейне. Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов в поисках опровержения своего мнения о том, что меры по поддержке детей с ограниченными возможностями, принимаемые в нашей стране, недостаточно разнообразны, согласился с немецким поэтом, посетив Центр образования №1317 с классами углубленного изучения иностранного языка и информатики. Это образовательное учреждение называют школой здоровья. Сергей Михайлович, памятуя Послание Президента России с призывом Дмитрия Анатольевича к сенаторам обобщать и распространять передовой педагогический опыт, в компании с руководителем столичного Департамента образования Ольгой Ларионовой и начальником Западного окружного управления образования Валентиной Бадил отправился знакомиться с передовыми методиками и технологиями здоровьесберегающей среды для школьников. Гости придирчиво изучили условия для занятий физической культурой и спортом, выяснили, чем могут дети с ограниченными возможностями здоровья увлечься здесь дополнительно. И… остались довольны. «Больше бы таких школ!» – резюмировал председатель Совета Федерации.
Повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу
Центр образования «Школа здоровья» №1317 находится в Тропарево-Никулино. Парк, вокруг много высших учебных заведений, постоянное строительство жилых объектов. Этот район в Москве моден. Популярна и 1317-я школа. Центр образования может заявить о себе как об образовательном учреждении, в котором развиваются научное мышление и творческий потенциал личности учащихся. По замыслам и философско-методологическим подходам к развертыванию системы педагогической деятельности здесь готовят девчонок и мальчишек к профессиональному выбору труда высокой квалификации, проявлению одаренности в различных сферах деятельности.
Четыре года назад (особенно если учесть, что существует центр пять лет) он стал лауреатом конкурса «Лучшие школы Москвы 2005 года», в 2006-м и 2007-м его поощрили Премией Президента РФ как образовательное учреждение, внедряющее инновационные программы развития. В октябре 2006-го и в 2007 году центр образования стал лауреатом конкурса «Строим школу будущего» наравне со старейшими и именитыми гимназиями и лицеями.
Помимо традиционных учебных кабинетов, лабораторий и помещений здесь есть 6 кабинетов информатики, уголки отдыха для ребятни, медицинские кабинеты, кабинет развивающих игр «Леготека», студия изобразительного искусства, музыкальный и театральный залы, тренировочный зал единоборств, зал ЛФК, игровые и спортивные площадки, кабинеты психолого-логопедической службы, зал психологической разгрузки, музей боевой славы.
Учебный процесс в Центре образования №1317 осуществляется по индивидуальному учебному плану, нормативно-правовой основой которого служат федеральный и московский как региональный учебные планы. Иностранный язык, информационные технологии и информатика изучаются по углубленным программам с первого класса. Здесь стремятся оптимально сочетать базисный план и дополнительное развивающее обучение и по возможности улучшить самочувствие школьника.
Учебно-воспитательный процесс строится на основе глубокого всестороннего изучения личности ребенка. Этому способствует деятельность психолого-логопедо-медико-педагогической службы. Научно обоснованная диагностика, анализ динамики развития каждого ребенка создают соответствующие условия для удовлетворения потребностей растущего организма и активного участия ребенка в жизни социума.
Сегодня укрепляется связь 1317-й с дошкольными, внешкольными учреждениями, вузами как основа создания и развития единого педагогического комплекса. Вместе с тем осуществляется многопрофильность и разноуровневость обучения, разрабатываются и отбираются наиболее эффективные технологии в образовании.
– Всем известно, – говорит директор Центра образования №1317 Константин Петров, – что хорошая школа – это та, где детей уважают, а детскую любознательность поощряют, где царит творческая обстановка, в школьном буфете вкусная еда, а в классах отзывчивые и опытные педагоги, но это не все. Школа должна иметь свое лицо. У нас традиции и новации сочетаются гармонично. А это обеспечивает классическое образование с использованием самых современных образовательных технологий.
Образовательное учреждение осуществляет экспериментальную и инновационную деятельность в рамках городских экспериментальных площадок: «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения», «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности в образовательном процессе», «Экспериментальная инновационная сетевая площадка: школьное информационное пространство» и участвует в работе окружной экспериментальной площадки «Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях».
Разве здоровье – не чудо?
В школе ребенок проводит весь день. Это позволяет медицинские и физкультурные оздоровительные мероприятия проводить и во внеурочное время. В эти часы происходит развитие способностей девочек и мальчиков в творческих кружках и студиях (по направлениям: естественно-научное, научно-техническое, культурологическое, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, социально-экономическое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое). Досуг школьников в 1317-й организован полноценно. Для координации собственной деятельности здесь создали центр дополнительного образования и центр содействия здоровью обучающихся.
Платон считал, развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от веселых, живых игр. В школе существует множество секций. Самбо, дзюдо, туризм, настольный и большой теннис, футбол, волейбол, баскетбол, фитнес. Ученики центра образования участвуют в районных, городских соревнованиях, спартакиадах. Здесь проводятся состязания по самбо, дзюдо и «Веселые старты». В школе есть собственные футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки. Три спортивных зала всегда оглашены радостными возгласами юных физкультурников.
Лицензирование медицинской деятельности позволило открыть на базе школы детскую поликлинику, в которой ведут прием врачи-специалисты: педиатр, окулист, невропатолог, стоматолог, хирург-ортопед, эндокринолог, отоларинголог. Имея современную материальную базу, врачи-специалисты осуществляют диагностическую и профилактическую работу, ведут наблюдение за состоянием здоровья детей с хроническими заболеваниями, проводят вакцинацию и иммунотерапию, особое внимание в своей работе уделяют профилактике «школьных болезней» – заболеваниям опорно-двигательного аппарата, органов зрения, желудочно-кишечного тракта.
Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и гиподинамии организованы занятия плаванием в бассейне Олимпийской деревни-80 и верховой ездой в Битце. Повышению двигательной активности способствуют занятия в тренажерном зале, группах ЛФК, спортивных и восточных танцев.
Работа врача-офтальмолога особенно актуальна в школе с углубленным изучением информатики и информационных технологий. Окулист ведет не только диагностику и лечение заболевания глаз, в том числе используя офтальмологические тренажеры, но и совместно с учителями-предметниками и родителями активно способствует формированию у школьников здоровьесберегающих навыков работы за компьютером.
Особое внимание уделено в школе организации 4-разового питания, учитывающего возрастные особенности детей, вкусовые пристрастия, медицинские показания. Питание осуществляется по принципу «шведского стола», сбалансировано и витаминизировано за счет включения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.
В школе создана психологическая служба, призванная обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в нашу школу. Психологи работают с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Режим дня учащихся школы строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности.
Будущее наступает быстро
Работая по модели «Школа Будущего» Центр образования №1317 выбрал модуль по информатизации и здоровьесбережению в связи с тем, что в современной школе назрела необходимость разрешения противоречия между необходимостью получения выпускником высокого уровня образования и сохранением его здоровья.
Модуль информатизации предполагает: дистанционное обучение, развитие и обучение детей с разными возможностями, способностями; формирование школы как методического центра в районе, округе, городе; работу и формирование информационной службы электронной системы.
Информатизация и будущее – стратегически важные направления развития школы. При переходе к такому укладу центр образования обозначил принципы экспериментального образования на базе традиционного обучения и воспитания и выделения нового шага, заключающегося в создании различных детских контингентов и осуществлении индивидуализации образования, а также формировании исследовательской детско-взрослой общности. В школе выстроен набор индивидуальных исследовательских программ, в которые вовлечены и взрослые, и дети.
При формировании уклада школы будущего в Центре образования №1317 разработаны проекты моделирования: «Педагогические технологии в школе», «Комфортная школа», «Исследовательская культура учащихся», «Информатизация. Создание школы e-learning», «Профильная школа и предпрофильная подготовка», «Методологическая культура педагога», «Оптимизация системы управления школой», «Школа здоровья», «Школа e-learning как школа с минимизацией стрессов».
Заместитель директора по информатике и информационным технологиям Николай Бабанов работает в школе уже
4 года. Он решает вопросы, связанные с организацией учебной деятельности, занимается текущим и перспективным планированием учебной работы. В сферу его деятельности входят также все вопросы, связанные с систематическим контролем за качеством учебного процесса, работой кружков и факультативов по информатике, а также посещение внеклассных и внешкольных мероприятий, занятий кружков и групп по предмету, анализ их формы и содержания, доведение результатов анализа до сведения педагогов. В школе у каждого учителя в классе стоит свой компьютер, и Николай Анатольевич организует консультационную работу для педагогов по вопросам работы на компьютере.
Школа оснащена мини-типографией. Здесь рождаются учебно-методические пособия, буклеты и книги. Недаром говорят, кто ясно мыслит – ясно излагает.
В школе создана компьютерная сеть, что позволяет оперативно управлять образовательным процессом. А для того чтобы не отставать от ритма жизни своих детей, заданного школой, родители отслеживают их успехи на школьном сайте и узнают оттуда самые важные последние новости. Ведь будущее – дело общее.
Комментарии