Всем известно, что чем крепче иммунитет, тем меньше шансов у зловредного вируса выжить в организме человека. Методом проб и ошибок человечество научилось распознавать угрозы и риски своему здоровью, которые существуют в природной среде. Сегодня, в эпоху информационных технологий, человек оказался глубоко погружен в киберсреду, поэтому все чаще на повестке дня возникает вопрос о приобретении антивирусного иммунитета уже не в биологическом, а в социально-культурном контексте этого понятия.
Об этом, в частности, говорили на секции «Профилактика игровой зависимости и защита детей от информации, причиняющей вред здоровью» в рамках региональной научно-практической конференции «Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек», прошедшей в Ленинградском областном институте развития образования.По статистике, более 80% детей проводят свое свободное время в Интернете, и давно не секрет, что информация, получаемая оттуда, может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Правда, в отличие от той же природной среды, в которой воздействие на человека хорошо выражено и понятно, в киберсреде можно сначала и не заметить, какое влияние на человека окажут те или иные информационные посылы. Как поясняют специалисты, именно молодежь как самая активная общественная категория более всего нуждается в защите от различных кибератак. Причем речь идет не о технической стороне дела, а о культурно-социальном воздействии на психику, следствием чего становится рост деструктивных проявлений у подростков и молодежи. Яркие примеры тому суицидальный «квест» от «групп смерти», героизация тюремного уклада, культивирование образа наркомана как «крутого мажора» и т. д. Правда, запретами и закрытием проблему масштабных интеграционных информационных потоков не решить. Выход один – делать антивирусную «прививку». То есть учить детей выявлять, анализировать и критически относиться к киберугрозе. Вычислять и блокировать ее. Легко ли это сделать? Конечно, нет. Для того чтобы ребенок понимал, где черное, а где белое, нужны лидеры общественного мнения, причем не только в реальной, но и в виртуальной жизни. Потому что в 90% случаев подросток, услышав что-то важное для себя, загуглит эту информацию. Обнаружение несоответствия между словами и делами реальной личности с его виртуальным «я» может стать серьезным разочарованием для ребенка.В то же время молодежь сама в состоянии противостоять киберугрозам, например, создавая позитивный контент. Многие дети снимают мультфильмы, документальные ленты, создают посты, квесты на важные и актуальные темы. По словам сотрудника центра студенческих инициатив «Северо-Запад» кандидата экономических наук Михаила Канавцева, необходимо, чтобы в этот процесс были включены педагоги. Именно они должны сегодня быть субъектами выработки новых решений, в том числе защищающих детей от киберугроз. Пока в информационной среде часть старшего поколения находится в этаком кибергетто, тогда как дети сразу получают доступ к широкому полю информации. Эта вечная проблема отцов и детей переходит из эпохи в эпоху, но, как считают специалисты, она вполне решаема. С одной стороны, до детей важно доносить, что без базовых ценностей, а уважение к традициям и носителям этих традиций является частью этих ценностей, они не смогут шагнуть вперед, а с другой стороны, старшему поколению нужно расшифровывать, как сегодня развивается информационная среда. И всем вместе нужно оцифровывать культуру. При этом увлечь взрослых людей, а именно педагогов, созданием позитивного контента нетрудно. Многие из них прекрасно осознают задачи и понимают, какие результаты должны получить. Например, специалисты центра студенческих инициатив «Северо-Запад» в рамках проекта «Ленинградская область – территория БезОпасности» работали с учителями в 10 муниципальных районах области, и везде люди с интересом знакомились с понятием «киберпространство», изучали, как воздействуют на человека информационные технологии, открывали для себя, кто такой инвалид информационной войны и что такое информационная контузия и т. д.Как заметил Михаил Канавцев, основополагающей сегодня, конечно, должна стать медиаграмотность, то есть умение учителя ориентироваться в современном информационном пространстве. От его просвещенности в этом вопросе зависит то, насколько эффективно сможет потом распознать киберугрозу ученик.Кроме того, как никогда, актуальной становится тема развития в детях системного творческого мышления. Все великие изобретения рождались от полета фантазии. У изобретателей врожденный антивирус к различным внешним угрозам, и киберугрозы здесь не исключение. Тем, кто не пользуется готовой «болванкой», а ищет сам, обладает критическим мышлением, сложно манипулировать. Но, к сожалению, нынешняя направленность системы образования на стандартизацию всего и вся может не оставить изобретателям шанса взмыть ввысь. Ленинградская область
Комментарии