search
main
0

Привилегия немногих – для всех! Образовательные проекты в условиях развития Интернета

Последнее время в нашей стране набирает все большую популярность организация проектной работы в сфере школьного образования. Практикующих учителей-предметников обучают этому на курсах переподготовки в рамках различных образовательных программ. Одной из наиболее продвинутых в этом направлении программ является всемирная благотворительная инициатива корпорации Intel «Обучение для будущего» (www.iteach.ru).

Число участников этой инициативы в России перевалило за 30 тысяч. Среди них осваивают новую педагогическую и информационную технологии и студенты педвузов. Лекции по данной тематике читают в региональных центрах интернет-образования, созданных пять лет назад российской программой «Поколение.ru» (www.fio.ru). Однако общение с учителями-предметниками показывает, что далеко не все из них понимают суть этой педагогической технологии даже после некоторого знакомства с ней. И, может, даже и не принимают ее, так как и учились в школе и вузе по классической репродуктивной системе, являющейся по своей сути альтернативой проектной методике.

Термин «проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». То есть – «план, замысел, предварительный текст какого-либо документа». Так как проектирование – это процесс создания проекта, то планирование – наиболее близкий синоним для него.

Но что такое образовательный проект? Из значения слов этого словосочетания явно не следует правильного и понятного ответа. Да, планируется практически вся школьная деятельность, однако далеко не всю ее можно назвать проектной в смысле определенной педагогической технологии.

Рассмотрим названия проведенных в нашей стране образовательных проектов:

• «Шнурки» в стакане: сравнение сленга американских и российских школьников.

• Герои и история: сравнение образов национальных героев России и США.

• Древние греки в XX веке.

• За чистоту русского языка.

• Кислотные дожди – убийцы местного пейзажа.

• Край, в котором мы живем.

• Портрет города.

• Религия в моей жизни.

• Россия – Америка. История вокруг нас.

• Традиции и новаторство в культуре XX в.

• Холодная война: период советско-американских отношений.

• Экологические проблемы России.

• Ядерная зима.

Учителя-предметники, еще не знакомые с технологией организации образовательных проектов, как правило, сразу видят за приведенными названиями постановку и исследование проблемы, взятой из жизни. Это одна из основных характеристик любого образовательного проекта.

Основатели

История педагогики уже знакома с подобной педагогической технологией. Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Он базируется на теоретических положениях прагматической педагогики, которая предлагала программу радикальной реформы традиционной школы на основе сближения школы с жизнью, использования в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребенка. В такой системе обучения меняется роль учителя и ученика.

Основателями метода проектов считаются Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик, которые предлагали строить обучение через постановку реальных проблем, типичных для данного региона. Проблема может ставиться самим учеником или учителем, но при этом ребенок должен воспринимать ее как личностно значимую для него задачу и быть заинтересованным в ее решении. Таким образом, формальные знания усваиваются по формуле «я понимаю, для чего мне нужно все, что я познаю, и я знаю, где и как я могу эти знания применить».

Метод проектов в современной педагогической литературе определяется как система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Существуют и другие определения: это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие методики.

Участие в проекте позволяет приобрести ученикам очень важные умения и навыки, такие как:

• постановки и решения задач;

• поиска необходимой в данный момент информации и оценки ее значимости и достоверности;

• проведения исследования;

• применения знаний в различных ситуациях;

• самоанализа;

• представлять публично результаты собственной работы.

Как показал мониторинг, проведенный в рамках международной программы по оценке знаний учащихся (PISA) в 2003 году, именно такой набор умений и навыков «западает» у молодежи нашей страны, хотя по усвоению и воспроизведению учебной программы мы почти в лидерах.

Разделяй и властвуй

Как формировать навыки проблематизации? Решение поставленной проблемы начинается с вычленения из нее более мелких задач, «разделения условия на части». Любую часть можно рассматривать в отдельности и раскладывать дальше (см. рис. 1). Каждый участник образовательного проекта может выбрать себе ту часть, которая ему любопытна, чтобы сконцентрировать на ней свое внимание. Затем необходимо комбинировать отдельные части, дабы увидеть главную проблему в новом свете.

Возьмем для примера злободневную социальную проблему повального увлечения детей и подростков компьютерными играми. Из обсуждения этой проблемы с коллегами я понял, что есть грамотные люди, которые готовы отстаивать точку зрения о полезности таких увлечений, несмотря на очевидный ущерб и здоровью, и развитию. Поэтому я думаю, что эта тема достойна для исследования в качестве образовательного проекта.

В начале XX века метод проектов привлек внимание русских педагогов: Антона Макаренко, Виктора Сорока-Россинского, Станислава Шацкого. Они активно продвигали идеи проектного обучения на российскую почву. Однако в 1931 году метод был осужден и до последнего времени почти не применялся в школах России. Возродился он благодаря проникновению телекоммуникаций в общеобразовательную сферу. Название немного видоизменилось, но основные принципы остались неизменными. Известны модели телекоммуникационных проектов:

• обмен локальными решениями общей проблемы (экономия энергии, утилизация отходов и пр.);

• проведение совместных наблюдений (звездное небо, рост растения);

• изучение общего и особенного (религия и вероисповедание, народные сказки в разных странах, язык как средство общения, иностранные языки и т.д.);

• подготовка совместных публикаций (сетевая газета);

• участие в игровом имитационном моделировании;

• выполнение уникальных совместных проектов.

ДОО и после

Модели растворяются в видах телекоммуникационных проектов. Одним из видов проектов в сети «Интернет» в нашей стране являются дистанционные обучающие олимпиады (ДОО): по биологии (http://eduland.ru/doo-bio/), географии (http://eduland.ru/doo-geo/), по математике (http://eduland.ru/doo-mathem/), информатике и английскому языку (http://eduland.ru/doo-eng/). Первая ДОО по биологии проходила в 2003 году под названием «Лекарственные травы». С 1999 года проходят ДОО по географии. В 2003 году эта олимпиада носила название «Литосфера и рельеф». Среди предложенных участникам конкурсных заданий было одно практическое задание «Заморозь камень», цель которого – исследовать устойчивость камней к морозному выветриванию и сделать вывод о том, какие образцы наименее подвержены этому фактору.

Приведу опубликованный в Интернете фрагмент отзыва Ольги Гизатуллиной, учителя географии школы №103 Уфы:

«Ребятам очень понравилось практическое задание – эксперимент. Я не ожидала такой бурной реакции – каждый школьный день начинался с того, что ребята по очереди прибегали ко мне и с восторгом сообщали об изменениях в их камнях. В таких утренних «летучках» и родилась ода камней. Отрадно было узнать, что ДООгом заинтересовались и наши родители, помогая советом, доставая нужную литературу и, о ужас(!), изъявив желание присутствовать и принимать участие в обсуждении вопросов.

Очень понравился конкурс «Не держи камень за пазухой, подари его другу». Я не знаю, как у других, но мои ребята спорили и спорили, какой подарить камень, чтобы он отражал и наше географическое положение, и был полезен, и историю имел солидную. Но, к сожалению, мы получили только один камень в подарок. Ребята каждый день справлялись, пришло ли что-то еще, и я уже подумывала послать самой им камень, так как видела их разочарованные лица».

Отзыв показывает эффективность проектной методики. Ученики лично заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют небывалую активность и трудолюбие, получая при этом глубокие знания и умения. Учитель в данной ситуации выступает консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

ДОО по математике (http://attend.to/doo-origami) проходит в очередной раз под девизом «Оригами и геометрия». Наглядность и относительная простота оригами помогают в освоении предмета. Участники олимпиады через практическое решение задач с помощью бумаги подходят к математическому обоснованию этого процесса.

ДОО по информатике (программированию) в 2003 году включала среди прочих этапов работу в мастерских «ТурбоПаскаль в проектах», «Полигон нестандартных задач», «Мультимедиа и социум социально незащищенных детей».

Педагог Светлана Варламова в своих наблюдениях, опубликованных в Интернете, отмечает:

«Во время участия в олимпиаде в нашем лицее сложилась дружная команда (так и хочется сказать «семья»). Дети прибегают чуть ли не каждую перемену в кабинет информатики, после уроков могут сидеть за компьютерами до 5-6 часов вечера (после 7-8 уроков!). За некоторыми из них приходят родители (!). Ученики испытывают программистский «зуд», им хочется довести программу до ожидаемого результата. И я этому рада! Также нельзя не сказать об атмосфере в этом маленьком коллективе. Опытный всегда поможет начинающему. Никто не стесняется признаться в ошибке, каких бывает немало в сложной задаче, и потом ломать голову в поисках ее. Зато какая неподдельная радость от красиво решенной задачи!»

Учителя, участвующие со своими учениками в ДОО, впервые сталкиваются с тем, что обучение может приносить радость, восторг. Все это не цель, а лишь эмоции, необходимые и достаточные для успешного глубокого проникновения в образовательный материал учебного проекта. Но без эмоций вряд ли можно заставить ученика усваивать учебный материал сверх той нормы, которую определяет учебная программа.

Еще одним ярким примером организации проектной деятельности в Интернете является международный конкурс по созданию детьми образовательных сайтов ThinkQwest, который проводился под руководством и при финансировании Advanced Network & Services, Inc. с 1996 года, а сейчас финансируется Образовательным фондом корпорации Oracle (http://thinkquest.org/). С тех пор более 120 тысяч детей создали не менее 5 тысяч образовательных сайтов, которые объединены в сайтотеку и размещены на сервере конкурса. Ее посещают 3 миллиона человек ежемесячно.

В нашей стране уникальным в плане организации творческой проектной деятельности детей посредством Интернета является центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru/). Среди многочисленных (более 30) конкурсов и проектов коснемся ежегодного проекта «Феномен» – необходимо обнаружить и исследовать необычные явления, относящиеся к одной из сторон нашей многообразной жизни. Это могут быть феномены природы, человека, техники, социальные и научные феномены, феномены-символы и феномены-загадки. Участникам предлагается схема исследования феномена и оформления своей работы. Присланные отчеты участвуют в отборе, лучшие публикуются в кунсткамере феноменов, расположенной на сервере центра.

Поначалу чтение таких отчетов производит неоднозначное впечатление. Так, например, маленькая девочка исследовала феномен «Коврик для мышки» и написала отчет на нескольких страницах. Конечно, в науку такое исследование вряд ли добавит что-то ценное. Но со временем начинаешь понимать, что ребенок с открытым взглядом на мир с раннего возраста приобретает инструмент исследователя, что, безусловно, является весьма ценным для его развития и становления.

Платформа

С 2005 году говорят о возникновении новой платформы Интернета под названием Web 2.0*. Новые веяния заключаются в появлении и успешном функционировании сетевых приложений, обрабатывающих контент, созданный множеством людей – пользователей Сети. Одна из впечатляющих технологий Web 2.0 – так называемая «вики-вики», что на гавайском языке означает «быстро-быстро». Ее суть состоит в создании среды для быстрого гипертекстового взаимодействия созданных разными людьми записей или страниц. Само взаимодействие строит программный агент, используя для этого слова-шаблоны. Агент просматривает текст страницы в поиске образцов. Если образец найден, агент проверяет, есть ли страница с таким названием в контенте. Если такая страница существует, на нее делается ссылка. Если же ее еще нет, ссылка делается на страницу с приглашением к созданию новой страницы с таким именем. В зависимости от типа агента слова-шаблоны в тексте выделяются различными способами.

«Вики-вики» легла в основу выдающегося проекта «Википедия». В 2000 году в одной из компаний было положено начало созданию свободной цифровой энциклопедии. Она составлялась учеными на добровольной основе, ее статьи проходили экспертную оценку, из-за чего наполнение осуществлялось очень медленно. Чтобы решить эту проблему, основатели энциклопедии Ларри Сэнгер и Джимми Уэйлс применили технологию Вики, что привело к созданию в 2001 году сайта Википедия (http://wikipedia.org/).

С момента зарождения «Википедия» неуклонно растет и набирает популярность у пользователей Сети, любой из которых при желании может стать участником ее написания. Все приведенные в статьях данные подвергаются коллективной проверке, в результате которой недостоверные материалы удаляются. На сегодняшний день «Википедия» считается лучшей энциклопедией из когда-либо создававшихся по объему сведений и тематическому охвату. Она содержит более 1,5 миллионов статей на английском языке, свыше 0,5 миллиона статей на немецком языке, свыше ста тысяч статей на русском (http://ru.wikipedia.org/). Неоднократно проводились исследования точности статей «Википедии». Согласно последним результатам ошибки предположительно содержатся в 13 процентах всех статей онлайновой энциклопедии. Поэтому эксперты в целом положительно оценили точность ее записей.

Создание и развитие энциклопедии имеет, на мой взгляд, все черты образовательного проекта. Есть злободневная проблема, групповая исследовательская работа, личностная заинтересованность, продукт проектной деятельности, представленный на суд широкой общественности. У каждой статьи энциклопедии есть страница ее обсуждения, где любой желающий может присоединиться к беседе и высказать свою точку зрения по поводу представленных в статье материалов. Считается, что «траектория личного роста человека внутри сообщества может рассматриваться как процесс обучения». Приобретение знаний происходит не через усвоение учебного курса, а через участие в совместной деятельности.

Летописцы

С февраля 2006 года стартовал еще один грандиозный общенациональный проект с международным участием – «Время вернуться домой» (www.letopisi.ru). Цель проекта – создание цифровой летописи России, в которой были бы отмечены и описаны люди, события, здания, животные и растения российских и зарубежных деревень, поселков, железнодорожных станций, малых и больших городов так, как они видятся сегодняшним школьникам, студентам и учителям. Летопись создается по той же технологии, что и «Википедия», но статьи не всегда носят академический характер. Участники проекта осваивают не только новые сетевые сервисы Web 2.0, но и навыки экологического мышления, совместной деятельности, критического мышления и толерантности.

Организация проектной деятельности требует больших усилий со стороны учителей и координаторов, а также средств со стороны спонсоров. Поэтому лишний раз задаешь вопрос: «Зачем все это нужно?» Очередным ответом могут послужить результаты мониторинга, проведенного авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 году.

Организаторы тестирования ОЭСР измеряли способность применять полученные знания на практике. «Искусство обращаться с текстами по назначению, извлекать из буквы полноценный смысл и точно воспроизводить его суть – привилегия немногих, лишь примерно 10 процентов землян», – комментирует президент ассоциации «Новая школа» Михаил Изотов. – Этот прискорбный факт, открытый еще в позапрошлом веке, подтвердило и новое исследование. Самый высокий из пяти уровней овладения знаниями предполагал умение понять, объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод. Это оказалось по силам в среднем 10 процентам тестируемых.

В странах-лидерах таких учеников выявилось от 15 до 19 процентов, к сожалению, российских школьников набралось только 3 процента. Это означает, например, применительно к работникам медицины нашей страны, что примерно только каждый тридцатый врач лечит пациента не по схеме, а учитывая его индивидуальные особенности, что он в курсе всех последних достижений в своей области науки и технологии и может использовать их в своей практике.

По данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2003 году российские школьники заняли 29-е место из 41 по уровню математической компетентности и способности применять полученные знания в реальной жизни. В 2006 году был проведен очередной международный мониторинг качества образования. Результаты еще не опубликованы. Очень хотелось бы увидеть нашу молодежь на более высокой ступени, тем более что появляется все больше интересных крупномасштабных образовательных проектов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте