Молодой фронтовик Денис Журавлев возвращается в родной город летом 1946‑го и устраивается на работу в милицию, в отдел борьбы с бандитизмом. В начальнике этого подразделения, майоре Сергее Шумейко, причудливым образом сочетаются пристрастие к хорошему костюму, жесткость характера и умение мастерски общаться со всеми – от бандитской подружки до матерого уголовника. Ничего не напоминает? Ну конечно!
Зрители, посмотревшие в онлайн-кинотеатре «КинопоискHD» даже первые эпизоды сериала «За час до рассвета», снятого Игорем Зайцевым, уже возмущались: им-де преподнесли плохую копию культового советского фильма «Место встречи изменить нельзя». Сходство усиливается тем, что Дениса (Андрей Бурковский) почти сразу же берут на операцию, в ходе которой нужно наведаться к милой даме, подозреваемой в связи с криминальным авторитетом по прозвищу Клещ. За Клещом майор Шумейко (Константин Хабенский) безрезультатно гоняется уже полгода. «Гитлер среди уголовников, хитер, как дважды разведенка!» – такую характеристику дает оставляющему за собой горы трупов бандиту начальник отдела, сам, кстати, прозванный Сатаной.
Однако в доме барышни с показательно ярким макияжем следов присутствия Клеща сначала не обнаруживается, а потом наконец находится улика, однако такая, что лучше бы ее и не было. И вот что любопытно: сцены обыска, диалог с воровской марухой в деталях, конечно, отсылают нас к творению режиссера Станислава Говорухина, но в целом это совсем другое.
Журавлев, быстро вникнувший в суть дела, предлагает опасную многоходовку. Согласно его сценарию он под видом сбежавшего из тюрьмы заключенного Птахи с тремя уголовниками внедряется в банду Клеща, а потом, действуя изнутри, способствует его аресту. Шумейко неохотно, но соглашается. Майор, возможно, и не стал бы рисковать, потому что этот капитан Журавлев какой-то странный, однако руководство давит и упрекает в медлительности.
В помощь Денису вербуются два настоящих отбывающих срок зэка – фальшивомонетчик Граф (Артур Ваха) и осужденный за разбой и убийство Буян (Артур Смольянинов). С ними Шумейко заключает договор чести, мол, поможете взять Клеща, будет вам скидка со срока или другие какие послабления. Еще один участник побега должен, по задумке милиционеров, играть, что называется, втемную. Это вор-заключенный Михаил Туманов, в криминальном мире известный как Кот (Максим Белобородов). План оперативников таков: Кота переводят в камеру к Журавлеву и компании, потом всех перевозят якобы в другое место, инсценируется побег, в итоге вор так или иначе выводит тройку на Клеща. В операции предусмотрена даже вполне представительная квартира, в которой проживает вроде как подруга Птахи, которая на самом деле сотрудница отдела Ольга (Алена Михайлова). «Это будет моя хата, в которой можно, если что, перекантоваться», – поясняет Журавлев помощникам-уголовникам.
До поры до времени все идет как по маслу, однако в решающий момент случается то, что начинающему милиционеру Журавлеву можно расценивать как катастрофу и крушение карьеры на начальном этапе. «Ты провалил операцию!» – кричит ему Ольга, а позже заявляет Шумейко. Однако короткий, горячий, потому вполне убедительный монолог бывшего фронтового разведчика заставляет Сергея Васильевича поверить, что не все потеряно. «Неделю тебе даю!» – говорит он Денису, и тот, понимая, что срок небольшой, включает и мозги, и волю, и интуицию.
Безусловно, сериал отдает дань уважения и «Месту встречи…», и более поздней, но сразу полюбившейся многим «Ликвидации», однако, повторю, это новое кино, не притворяющееся старым. Здесь и современный монтаж с его особенностями, и музыкальное оформление. Повторы и отсылки к классике мастерски переработаны, перетасованы, в общем, перед нами яркий образец продукта эпохи постмодерна. Наше право, принять его или нет, и, замечу, лучше выбрать первое, потому что наблюдать за этим интересно и мысль «А что же дальше?» возникает в финале каждой серии.
Ядро весьма сильного актерского состава – Константин Хабенский и Андрей Бурковский, и это не омрачается даже тем фактом, что в последнее время редкий проект обходится без них. Они, безусловно, хороши, их герои характерны и понятны (Бурковскому труднее в силу жестокого бэкграунда Журавлева, тем не менее он справляется). Артур Ваха и Артур Смольянинов пока не демонстрируют своей высшей планки, а вот Агния Дитковските, давно не участвовавшая в по-настоящему интересных работах, блистает с первого же появления в кадре. Нельзя умолчать о Максиме Белобородове: его Кот, поначалу выступающий как плохая пародия на Фокса из старого кино, вызывающий отторжение своей театральностью, позже даже вызывает симпатию другими качествами.
Что сразу бросается в глаза и не очень радует, так это некоторая продаваемая нам с пафосом наивность. Город, по всей видимости, небольшой, вести разлетаются быстро. Милиционерам при таком раскладе следует быть не просто осторожными – сверхбдительными. И что же? Журавлев уже в амплуа преступника средь бела дня сталкивается с майором в людном месте, перекидывается с ним парой-тройкой слов. А еще среди ночи, перекрывая шум автомобильного мотора, громогласно рассказывает, как он проведет новую операцию. И это после того как уже была заварушка с его участием, и не просто драка – перестрелка!
Однако, как говорят представители актерского цеха, любого героя можно оправдать. Так и некоторой нелепости можно придумать объяснение, если в целом кино пробуждает интерес и эмоции. У детектива «За час до рассвета» такое достоинство есть, а сумеют ли авторы удерживать нашу искру до конца – увидим в последней серии, которая выйдет в мае.
Комментарии