search
main
0

Привет из «Эйзенштейновской утробы». «9 рота» стала первой

Киносезон-2005 можно считать закрытым. В январе обрели новых хозяев «Золотой орел» (премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России) и «Золотой Овен» (награда региональной кинопрессы). Чуть позже в честь своих триумфаторов протрубил победный клич «Белый слон» – премия Гильдии киноведов и кинокритиков России. Последнее слово было за «Никой» – старейшей кинопремией России. Взмахнув крыльями уже в девятнадцатый раз, она огласила свою волю, подвела черту и опустила занавес, определив 2005 году и его героям надлежащее место в истории.

С истории, кстати, все и началось. Михаил Ефремов, хозяин пролога, взяв на себя роль экскурсовода по виртуальному Музею кино (реального музея Москва уже полгода как лишена), продекламировал, как это только он умеет, целую поэму о славном прошлом отечественного экрана. В ней поэт Дмитрий Быков напоминал собравшимся, что все они «из Эйзенштейновской утробы». Что не вчера родилось наше кино и тому, кто сегодня хочет делать его хорошо, не стоит об этом забывать. «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Два товарища», «Летят журавли», «Зеркало» – «Смотреть шедевры тяжко? Не смотри! Хотя бы помни, что они случались». Причина этого поклона мастерам понятна: по словам режиссера Эльдара Рязанова, президента киноакадемии «Ника», премия с каждым годом молодеет на глазах. Вот и на сей раз «юных и дерзких» в списках номинантов куда больше, чем убеленных почтенными сединами. И это нормально, более того – правильно. Главное, в эйфории ренессанса не упустить истоки…

После того как министр культуры Александр Соколов зачитал традиционное приветствие президента – протокол есть протокол – церемония потекла своим чередом, более ни на что постороннее не отвлекаясь. Дирижировали вечером четыре распорядительницы торжества – декольтированные Мария Шукшина и Алена Хмельницкая, Анастасия Заворотнюк в пенно-розовом и Евгения Крюкова в турнюре а-ля Анна Каренина – все как одна роскошные и, согласно сценарию, остроумные. На их богатом фоне Юлий Гусман – бессменный ведущий «Ники» и ее художественный руководитель – как-то совсем потерялся и все, чем мог похвастать, так это зеленой резиновой маской мультяшного великана-уродца Шрека, которую пообещал вручить тому в зале, кто будет плохо и скудно хлопать.

…Даже в таком зыбком мире, как пространство любой кинопремии, где разочарование и триумф идут рука об руку, а граница между ними – секунды, в течение которых вскрывается очередной конверт, есть постоянные, незыблемые величины. Номинации, которые никто и никогда не оспаривает, – «Честь и достоинство» и «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».

«Ника» за честь и достоинство у Марлена Хуциева. «Весна на Заречной улице», «Июльский дождь», «Был месяц май» – в его картинах предвестие «оттепели» и сама «оттепель», которая оставалась с Хуциевым, даже когда все остальные вынуждены были с ней проститься. «Нику» за «кинематографическую ученость» вручили Нее Зоркой, профессору и доктору искусствоведения. О советском кино она знает, пожалуй, все. Помнит даже то, о чем забыли, наверное, уже сами авторы. Ее жизнь – большой приключенческий роман. Подписав антиправительственное письмо в защиту Даниэля и Синявского, она вынуждена была уехать из Москвы. В лучшие времена в ее доме бывали те, чьими именами впору сегодня уже улицы и площади называть. До сих пор Зоркая читает лекции, и все знаменитые выпускники, к примеру, Высших режиссерских курсов, знают историю советского кино лишь благодаря ей. У Неи Марковны – великое стечение обстоятельств – учился и Леван Закарейшвили, получивший «Нику» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» за картину «Тбилиси-Тбилиси». «Спасибо за то, что кино все еще вне политики», – режиссер лаконичен, немногословен, но предельно точен. Как и его картина.

Изначально на «Нику» претендовало аж 119 картин, но к финалу подошли 14, основных претендентов оказалось и того меньше. Самые лучшие стартовые условия были у «9 роты» Федора Бондарчука – 7 номинаций. В затылок Бондарчуку дышал Алексей Герман-младший со своим «Гарпастумом» – 6 номинаций. Пять статуэток при идеальном раскладе мог бы заработать фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие», столько же премий могла увезти в Петербург картина «Итальянец», заявлявшаяся от России на «Оскар». Особая история вышла с лентой «Солнце»: за несколько дней до церемонии режиссер Александр Сокуров потребовал снять фильм с голосования, но академия, сославшись на регламент, разнервничавшемуся маэстро отказала. И, несмотря ни на что, присудила Юрию Арабову, сценаристу «Солнца», «Нику» за лучший сценарий. В трех номинациях выдвинули даже картину «Статский советник». В том числе и Никиту Михалкова за исполнение лучшей мужской роли. Это как в старой детской считалочке: «Мир, мир – навсегда, ссора, ссора – никогда»… Богиня Победы, правда, в качестве первого кавалера бала (лучшая мужская роль) выбрала не Михалкова, а Евгения Миронова за «Космос», но ведь главное, как известно, не побеждать, а участвовать… Первой дамой вечера назвали Алису Фрейндлих (лучшая женская роль). В этом марафоне она обошла Марину Зубанову («Требуется няня») и Чулпан Хаматову («Гарпастум»). Любопытно, что за неделю до этого Марина Зубанова обыграла Алису Фрейндлих, завоевав «киноведческо-критического» «Белого слона». Из этого не надо делать никаких выводов, кроме одного: критики, отдавая должное легендам и традициям, все время ищут нечто новое, академики же предпочитают поощрять лидеров бесспорных и состоявшихся… Хотя на этот раз что-то вдруг изменилось: в командном зачете, взяв три награды из семи возможных, в том числе и главную «Нику» за лучший фильм, победила «9 рота». Уступив Алексею Герману-младшему, автору «Гарпастума», лишь приз за лучшую режиссуру. «9 рота» – кино, бесспорно, зрительское и кассовое, но разве это показатель для академиков? Ведь 18 лет до этого они награждали за полет, за вкус, за изящество и глубину мысли, но никак не за спецэффекты, бюджет и сомнительный патриотизм. «Ника» всегда была премией самой уважаемой, никто не смел обвинять ее в подлогах, фальсификациях и игре краплеными картами. «9 рота» – хороший фильм, но не лучший из возможных. Он вполне может заслужить «Оскар», но на «Нике» до сих пор были другие правила игры. Но если этот фильм выдержит испытание годами и однажды станет классикой, визитной карточкой своего времени, достойной занять место в том самом, виртуальном, Музее кино, с которого, собственно, и начался этот рассказ, я, не задумываясь, возьму свои слова обратно. И сомнения мои растают, как 19 ледяных Ник, приветствовавших гостей на ступенях Театра Российской армии.

Ирина КАЛЕДИНА (фото)

Лучший игровой фильм «9 рота», режиссер Федор Бондарчук

Лучшая режиссерская работа Алексей Герман-мл., «Гарпастум»

«Открытие года» Режиссер Андрей Кравчук, «Итальянец»

Лучшая сценарная работа Юрий Арабов, «Солнце»

Лучшая операторская работа Юрий Клименко, «Космос как предчувствие»

Лучшая мужская роль Евгений Миронов, «Космос как предчувствие»

Лучшая женская роль Алиса Фрейндлих, «На Верхней Масловке»

Лучшая мужская роль второго плана Сергей Баталов, «Коля Перекати Поле»

Лучшая женская роль второго плана Ирина Розанова, «Коля Перекати Поле»

Лучшая музыка к фильму Дато Евгенидзе, «9 рота»

Лучшая работа звукорежиссера Кирилл Василенко, «9 рота»

Лучшая работа художника Владимир Аронин, «Статский советник»

Лучшая работа художника по костюмам Елена Малич, «Гарпастум»

Лучший фильм стран СНГ и Балтии «Тбилиси-Тбилиси», режиссер Леван Закарейшвили

Лучший неигровой фильм «Блокада», режиссер Сергей Лозница

Лучший анимационный фильм «Каштанка», режиссер Наталья Орлова

За вклад в кинематографические науки, критику, образование Нея Зоркая

«Честь и достоинство» Марлен Хуциев

Эльдар РЯЗАНОВ и Нея ЗОРКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте