Пашка ворвался в мою жизнь стремительно, как, собственно говоря, и все, что он делал. Накануне вечером Паша позвонил и сказал, что в Москве, что приехал выбирать вуз, но в общежитие МГУ к сестре он пройти не может, там в очередной раз ужесточили визовый режим до такой степени, что даже обладающий уникальным даром оказываться там, где его быть не должно, Пашка не прошел. Так в моем доме оказался юноша с небольшой сумкой через плечо, двумя початками кукурузы в пакете и ворохом мыслей о том, как жить дальше. Утром он потягивал неспешно чай и рассуждал: «В МИФИ и Бауманку поступать не хочется, там ботаников много, МГУ не осилю, хотя если, например, попробовать журфак…» В свои неполные 18 лет Пашка отчетливо усвоил, что хочет прожить яркую и свободную жизнь. Все, что ему могло для этого понадобиться, он изучал быстро. От высшего образования он не ждал чего-то необычного, четко понимая, что ему нужна корочка, а точнее сказать, билет в другую жизнь.
. В детский лагерь обычно ребят отправляют отдохнуть. Зарядка, завтрак, свободное время, обед, игры на свежем воздухе, ужин, дискотека – вот нехитрый набор в корзине летнего отдыха. В экспедиции свободного времени у ребят практически нет. Не успел вовремя почистить зубы, опоздал на завтрак или на начало занятий – и группу уже не догнать, она ушла высоко в горы. Обед, факультативные занятия, полдник и время еще одного мастер-класса. Вечером время для интеллектуальных или спортивных игр и песни у костра. Пятнадцать дней как одно мгновение.
Когда Паша Коданев окончил восьмой класс, он впервые попал в экологическую экспедицию школьников и учителей года России, тогда она проходила в Нижегородской области. Там мы с ним и познакомились. Верстать газету, именно так на профессиональном языке называется расположение текстов и графики по странице, он научился за один вечер. Писал он тоже интересно. В редколлегии Пашка оказался незаменимым. А то, что он самый младший, только, мне кажется, подстегивало его быть и самым успешным. Через год в Астраханской области Паша числился журналистским волком. Он небрежно через плечо бросал новичкам истории про то, как год назад приходилось не спать по ночам, писать и верстать. В этом году «Школа учителей года при «УГ» проходила в Карачаево-Черкесии. Пашка работать в редколлегии уже не хотел. Он и на занятия тоже ходил с ленцой. Иногда, небрежно что-то выполняя, он в то же время умудрялся оставаться незаменимым. Пашка стал жизнью экспедиции, именно вокруг него происходили самые яркие события и именно он задал задачку взрослым – как модернизировать программу, чтобы она была интересна и старожилам экспедиционного движения? Об этом на протяжении долгих вечеров дискутировали учителя на «взрослом часе», да и не только…
Национальный вопрос
Это оказалось изначально интернациональной идеей. Учителя года из разных регионов России вместе со своими учениками каждое лето собираются в необычном месте нашей страны. Озеро Байкал, тайга в Республике Коми, побережье Азовского моря, горное плато Республики Адыгея, лесная полоса Новгородской области, степи Астраханской области и в этом году – горы Карачаево-Черкесии.
О том, что мы едем в самый центр осиного гнезда, каждый из нас, конечно же, догадывался. О том, что буквально через две недели после нашего возвращения разразится грузино-осетинский конфликт, никто и не подозревал. А вот о том, как подружить людей с различным мировосприятием, мы говорили много.
Лагерь «Азгек», на краю которого расположились наши палатки, в эту смену принимал ребятишек из Чечни. Вокруг село Тиберда. В прошлом курортное место, сегодня оно напоминает кадры из фантастического фильма. Полуразрушенные дома отдыха прячутся в высоченных соснах, которые охраняют покой высокогорного озера Каракель. Его глубину до сих пор никто не может измерить, она теряется где-то внизу ущелья, неподалеку от центра земного шара. С двух сторон горы охраняют Тиберду – непокорную, бурлящую реку.
Руководит «Азгеком» Башир Кипкеев, человек хозяйственный. Зимой небольшие одноэтажные домики активно ремонтируют, чтобы весной, летом и в начале осени бесперебойно принимать детские смены.
Чеченские мальчики, увидев русских девочек, сразу же отправились знакомиться: «Эй, ты, как тебя зовут?» В голосе – повелительные интонации, в жестах – вызов. Русские подростки эту фразу расценили как агрессию. Экспедиция, не успев начаться, грозит перейти в конфликт на национальной почве. Филолог Андрей Успенский из Череповца оказывается рядом. Одного взгляда опытного педагога достаточно, чтобы оценить ключевую проблему конфликта: ребята по-разному воспитаны. Когда чеченские юноши танцуют лезгинку, девушки стоят в кругу и ждут, когда их вызовут на танец. «Ребята, а у нас так не знакомятся», – успокаивает Андрей Геннадьевич подростков. «А как?» – «Надо подойти и спросить: «Привет, можно с тобой познакомиться?» Русские девушки сами решают – хотят они общаться или нет». Несколько следующих дней в лагере можно было услышать фразу на ломаном русском: «Привет, а можно с тобой познакомиться?»
Встретились два мира
Ключевой вопрос современной школы: как не убить познавательную активность, которой так славятся дети в четыре года и которая часто исчезает уже к средней школе? Впрочем, исчезает эта активность не у всех. Например, у учителей года, участников акции, не исчезла, или у Ирины Шаповаловой, министра образования и науки Республики Карачаево-Черкесия, за годы работы со школой еще больше активизировалась. Несмотря на плотный график, Ирина Александровна дважды вырывалась из столицы республики Карачаевска, чтобы приехать в Тиберду и самой лично, нет, не проконтролировать, а поучаствовать в мастер-классах, пообщаться с ребятами, встретиться с учителями из других регионов. «Да, это действительно серьезная проблема, – поделилась с коллегами на «взрослом часе» Шаповалова. – Учителя в основной своей массе не хотят проявлять инициативу».
То, что «Школа учителей года при «УГ» в этом году прошла в Карачаево-Черкесии, целиком и полностью заслуга Ирины Александровны. При этом мало добиться финансирования поездки, встреча гостей, экскурсионная программа и подготовка площадки для проведения лагеря в этом проекте полностью ложится на плечи региона, надо еще и убедить своих коллег, что дело это стоящее и интересное.
Встретились два мира. В детский лагерь обычно ребят отправляют отдохнуть. Зарядка, завтрак, свободное время, обед, игры на свежем воздухе, ужин, дискотека – вот нехитрый набор в корзине летнего отдыха. В экспедиции свободного времени у ребят практически нет. Не успел вовремя почистить зубы, опоздал на завтрак или на начало занятий – и группу уже не догнать, она ушла высоко в горы. Обед, факультативные занятия, полдник и время еще одного мастер-класса. Вечером время для интеллектуальных или спортивных игр и песни у костра. Пятнадцать дней как одно мгновение.
Первая неделя для жителей двух миров – время взаимного недопонимания. Ребята из «Азгека», вальяжно развалившись на лавочках, удивленным взглядом провожают небольшие группки сверстников из соседнего лагеря, которые во главе с учителями удаляются в сторону гор, а потом через два-три часа возвращаются обратно, что-то живо между собой обсуждая. Природное любопытство взяло верх. И в один из дней к группе, которая осталась заниматься в лагере, примкнули чеченские ребята. А в конце экспедиции к идеологу и директору школы Владимиру Головнеру подошла учительница из Грозного и попросила взять ее и команду детей на следующий год с собой в Челябинскую область.
…И высота была взята
От прошлого величия научной мысли в нашей стране остались своеобразные памятники: космодром Плесецк, Байкало-Амурская магистраль или Большой азимутальный телескоп на горе Архыз. Учителям года и их ученикам в телескоп посмотреть, конечно, не дали, но о том, как он строился и как 30 декабря 1975 года огромное око стало пристально следить за южным небосклоном, рассказали много. А еще показали уникальные снимки галактических туманностей, комет и черных дыр.
«Странное это ощущение, – заметил Владимир Головнер уже после посещения Архыза. – В подростковом возрасте я был здесь с экскурсией и помню, как нам с гордостью рассказывали о том, что мы побывали у самого большого телескопа в мире. Тогда мне это казалось логичным, что я живу в лучшей стране, где построен самый большой телескоп и где все всегда бывает самое лучшее. А сегодня наш экскурсовод с легким налетом грусти подчеркнула, что это раньше телескоп был самым большим, сегодня нас уже обошли американцы, да и китайцы тоже в космос с интересом посматривают… Любопытно, что чувствуют современные подростки, когда им про это рассказывают?»
P.S. Пашка собирался домой, в Сыктывкар. Там ему нужно было закончить школу. В Пашкином мире эта школа носила сложное название: «Коми республиканский лицей-интернат для одаренных детей». Пашка любил неприкрыто демонстрировать свое несогласие с миром, ярко выражаться, перекрашивать русые волосы в черный цвет или делать пирсинг на всех мыслимых участках тела. А еще Пашка живо интересовался всем необычным. «Надо будет попробовать поступить куда-то по олимпиаде, – заметил он, уезжая, – тогда я смогу летом опять приехать в экспедицию».
У учителей года осталось чуть менее десяти месяцев, чтобы сделать программу экспедиции интересной для ветеранов движения.
Тиберда, Карачаево-Черкесская Республика
Биоиндикация по хвое сосны – мастер-класс непростой, который требует кропотливого внимания
Комментарии