Образовательная деятельность является основным видом деятельности образовательной организации. Каждая организация действует на основании устава и принимает локальные нормативные акты, в которых описывает нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции образовательной организации. Локальные нормативные акты нуждаются в приведении в соответствие с действующим законодательством в сфере образования.
Часто слышны вопросы: сколько локальных нормативных актов должно быть в организации, какие из них обязательные, назовите перечень, состав и прочее. Свобода, самостоятельность и автономия любой образовательной организации обязывают руководителя и управленческую команду персонально отвечать на указанные выше вопросы. Основой в поиске ответа является внимательное компетентное чтение Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Потому что чтение закона побуждает также внимательно прочитать устав и локальные нормативные акты своей образовательной организации, найти и устранить несоответствия. Приведение локальных нормативных актов в соответствие с законодательством – важнейшее дело, и кропотливое.Устав – один из основных правоустанавливающих документов образовательной организации, разработка, согласование и утверждение которого осуществляются с юридической поддержкой. Локальная нормативно-правовая база учреждения создается самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства, компетенциями, обязанностями и ответственностью образовательной организации. Уточним, частью 2 статьи 28 законодательно закреплено, что «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам». Из чего следует, что многообразие содержания обуславливает своеобразие документарных регламентов.При разработке локальных документов, регламентирующих деятельность организации, необходимо участие заместителей директора, методистов, юрисконсульта и иных специалистов. Поэтому при разработке локальных актов в образовательном учреждении желателен коллегиальный консенсус, в котором будут учтены компетенции работников с разным функционалом. Для исключения погрешностей удобен последовательный прозрачный алгоритм разработки, согласования, утверждения, введения в действие каждого документа и ознакомления с ним. Причем локальный нормативный акт может иметь любую целесообразную для конкретной ситуации применения в учреждении документарную форму – положение, протокол, инструкцию, порядок (распорядок), распоряжение, приказ.В соответствии с частью 1 статьи 23 закона образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Законом установлены следующие типы образовательных организаций (часть 2 статьи 23): дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования. Наряду с этим указанные образовательные организации также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности (части 2, 3, 4 статьи 23), например: общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.В соответствии с частью 5 статьи 23 «наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации».В соответствии с частью 1 статьи 30 закона образовательная организация «принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом».Законодательно определено, что «образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления, возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (часть 2 статьи 30).Следует заметить, что в соответствии с частью 3 статьи 30 при принятии локальных нормативных актов, «затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся».В соответствии с частью 5 статьи 12 «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». В соответствии со статьей 13 законодательно определены общие требования к реализации образовательных программ. Для исполнения законодательных требований к реализации образовательных программ закономерно описание норм и регламентов по реализации образовательных программ самостоятельно в организации, реализации образовательных программ посредством сетевых форм их реализации, при использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, при модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий и др. (части 1-3 статьи 13).При разработке локальных нормативных актов особое внимание следует обратить на компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации. В соответствии с частью 3 статьи 28 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:- разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов (пункт 1 части 3 статьи 28);- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 28);- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования (пункт 3 части 3 статьи 28);- установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 28);- прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников (пункт 5 части 3 статьи 28);- разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (пункт 6 части 3 статьи 28);- разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим федеральным законом (пункт 7 части 3 статьи 28);- прием обучающихся в образовательную организацию (пункт 8 части 3 статьи 28);- определение списка учебников в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями (пункт 9 части 3 статьи 28);- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения (пункт 10 части 3 статьи 28);- поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим федеральным законом (подпункт 1 пункта 10 части 3 статьи 28);- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях (пункт 11 части 3 статьи 28);- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения (пункт 12 части 3 статьи 28);- проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (пункт 13 части 3 статьи 28);- обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся (пункт 14 части 3 статьи 28);- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункт 15 части 3 статьи 28);- организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (подпункт 1 пункта 15 части 3 статьи 28);- создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом (пункт 16 части 3 статьи 28);- приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении» (пункт 17 части 3 статьи 28);- содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации (пункт 19 части 3 статьи 28);- организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров (пункт 20 части 3 статьи 28);- обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет (пункт 21 части 3 статьи 28);- иные вопросы в соответствии с законодательством РФ (пункт 22 части 3 статьи 28).В соответствии с законодательно установленными в статье 28 компетенциями образовательная организация обязана обеспечить их исполнение. Не забудем о документарном оформлении порядка и процедур исполнения компетенций.Мы рассмотрели некоторые законодательные требования. Приведем в соответствие?
Комментарии