1. Сообщение темы и целей урока.
2. Орфографическая минутка. На доске записаны слова: г…родок, …рбузик, ш…ги, стр…па, к…навка, к…р…ндашик, л…сник, х…лод, …птечка. Какое задание надо выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы.) Разделить слова на две группы. (Слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и с непроверяемой безударной гласной в корне слова; слова с суффиксами и слова без суффиксов.) Что вы знаете о суффиксе?
3. Работа над новым материалом.
Учитель: Сейчас мы узнаем о новой части слова, приставке и понаблюдаем, какую работу выполняют приставки.
3.1. Минутка чистописания. На доске записаны слова: ход, вход, выход, переход.
Прочитайте слова. Что общего в них заметили? Как называются слова? Докажите. (Однокоренные или родственные слова.) Найдите лишнее слово. (Ход.) Запишите в тетради слова. (Дети сначала в воздухе за учителем обводят слова, затем красиво записывают в тетради, учитель следит за правильной посадкой учеников.)
В словах выделите корень: вход, выход, переход. Какую часть мы не выделили в данных словах? Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Она обозначается знаком:
Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? Что меняется в слове с изменением приставки? (Смысл, значение). Докажите:
Вход – указывает на направление в помещение. Выход – указывает на направление из помещения. Переход – указывает на перемещение из одного места в другое.
Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит? (Приставка служит для образования нового слова). Теперь скажите все, что узнали о приставке.
3.2. Начинается работа по учебнику А.В. Поляковой для 2-го класса, стр. 14. Дети читают правило. Работа по правилу.
Учитель: Сравните приставку и суффикс. Что общего, различного заметили?
4. Физкультминутка. На доске записаны слова: Посадка, сад, пересадить, садик; повез, отвез, вез.
Учитель: Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово, в котором есть приставка, вы встаете и хлопаете в ладоши. Если покажу на слово, в котором нет приставки, приседаете.
5. Первичное закрепление нового материала.
5.1. Упражнение N1. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите приставки.
Прочитать, просмотреть, переиграть, прожить. Подпишет, подсыплет, надземный, подпилит. Обрубит, обрежет, свяжет.
Как пишутся приставки? (Слитно, независимо от произношения.)
5.2. Упражнение N2.
Укажите стрелкой. Распределите слова в соответствии со схемами:
гриб полет
грибник снег
поход снежок
5.3. Творческое задание.
Учитель: Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. На доске записан текст:
Налетел сильный ветер. …шумели деревья. Вниз …сыпались хлопья снега. …глянула из дупла белочка. …смотрела по сторонам и ловко …прыгнула с ветки на ветку.
6. Итоги урока.
Что вы узнали нового на уроке? Что называется приставкой? Для чего служит приставка?
7. Домашнее задание.
Галина УЛЬЯНОВА,
учитель начальных классов
Глазов
Комментарии