search
main
0

Присоединение или ликвидация? ОмГПУ наказан за строптивость

Второго февраля в здании первого корпуса Омского государственного педагогического университета был найден предмет, напоминающий взрывное устройство. После массовой эвакуации и оцепления территории саперы проверили находку – оказалось это муляж бомбы, изготовленный из куска мыла с проводами и часами с батарейкой. Кто и зачем соорудил этот муляж, выясняют сейчас сотрудники милиции. Самое удивительное, что и студенты, и преподаватели, и прочие сотрудники «бомбы» не испугались. Устали бояться – вуз лихорадит давно.

Вопрос о присоединении Омского государственного педагогического университета имени М.Горького к Омскому государственному (классическому) университету имени Достоевского давно тревожит и студентов, и преподавателей обоих вузов. Тем более что о присоединении говорится именно в таком порядке, хотя педагогический старше классического на сорок лет, богаче преподавателями, успешнее и, что тоже немаловажно, доступнее для омичей. Но в ОмГПУ создан комитет защиты альма-матер – у «педовцев» есть основания полагать, что их вуз хотят стереть с лица земли за строптивость.У областной элиты и ОмГПУ давний конфликт, возникший из-за вузовской земли в центре Омска. Очень она подходит под строительство элитного малоквартирного дома. Руководство университета отказалось отдавать землю. Тогда, по словам Александра Ширяева, проректора ОмГПУ, власти отсекли от вузовской земли кусок площадью 448 квадратных метров. Университет обратился в суд и возвратил изъятое, после чего проректору по строительству и административно-хозяйственной работе Александру Ширяеву и ректору Константину Чуркину были обещаны неприятности. Ширяев рассказывал это на суде, поскольку неприятности себя действительно не заставили ждать. Теперь и Ширяев, и Чуркин – бывшие, но бывшему ректору повезло больше. Почти три года вуз трясло из-за расследования дела о трех миллионах рублей, истраченных руководством вуза. Правда, расследование так и не нашло… потерпевших. Отказалось признать себя таковым Министерство иностранных дел РФ, которое выделило вузу в качестве гранта 4,3 миллиона рублей на проведение курсов повышения квалификации преподавателей из стран СНГ. Учителя тоже остались довольны высоким уровнем организации обучения. В итоге даже суд признал, что все деньги, оставшиеся от гранта, «были направлены на собственные нужды ОмГПУ – реконструкцию общежития, модернизацию котельной». И все же Александру Ширяеву влепили два с половиной года лишения свободы в колонии общего режима и только из-за тяжелых последствий инсульта заменили на условный срок.- Целью было – заключить под стражу любое должностное лицо ОмГПУ. Именно я выступала в арбитраже с доказательствами того, что проверяющие вуз действовали недобросовестно. Таким образом, заключение меня под стражу и назначение наказания в виде реального лишения свободы по надуманному обвинению – это своего рода месть, – говорила на суде Татьяна Филимонова, бухгалтер ОмГПУ, получившая в итоге пять лет заключения.Константин Чуркин, 20 лет успешно руководивший вузом, ушел в отставку, не пожелав участвовать в очередных выборах ректора, которые должны были состояться летом. И вуз живет под руководством «временщиков» – то Министерство образования Омской области отклоняет троих кандидатов на пост ректора, то Федеральная аттестационная комиссия отказывает в доверии семи претендентам! «Мы предположили, что эти события связаны с настоятельным желанием исполнительной власти нашего региона по собственной инициативе объединить несколько вузов, лишив их самостоятельности. Отсутствие в ОмГПУ законно избранного ректора ослабляет позиции нашего университета и делает его уязвимым… Как и вся система высшего образования, наш вуз нуждается в модернизации, но не в крутых мерах субъективного характера. Нам непонятно, почему его перспективы должны определяться не государственной политикой, а мнениями и предпочтениями лидеров областной администрации, почему омский министр берет на себя полномочия Министерства образования и науки России? Насколько нам известно, четкой и продуманной концепции объединения не разработано», – пишет коллектив преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников Омского государственного педагогического университета в своем открытом обращении к Владимиру Путину.Тем не менее, по словам Ирины Прозоровой, министра образования региона, вопрос об объединении двух вузов Омска практически решен. Переходный процесс займет не больше года, в это время педуниверситетом будет управлять временный менеджер. Присоединение Омского педагогического к классическому университету, по мнению министра, – тот вариант, к которому сейчас приходят все небольшие вузы России.- Вузы объединяются, и мы не видим в этом ничего страшного, это даст возможность сохраниться в условиях глобального реформирования системы профессионального образования, сохранить федеральное финансирование, – заявила она на пресс-конференции.Это, собственно, все плюсы слияния вузов, хотя не факт, что присоединенному педу от федерального финансирования много достанется. Тем более что ОмГПУ умудрялся и сам зарабатывать, причем вовсе не на студентах. Вряд ли такая возможность сохранится у того, что останется от педагогического – слияние в любом случае означает сокращение кадров хотя бы для того, чтобы не дублировали друг друга. Правда, региональный министр образования заметила, что эффективность работы Омского педагогического университета невысока – всего 30 процентов выпускников педа идут работать в школу. Чуть раньше, на заседании областного правительства в июне 2010 года, губернатор Леонид Полежаев подверг ОмГПУ критике, назвав его «местечковым учебным заведением, решающим свои меркантильные интересы». «Никакого вклада в развитие педагогики он не несет, а мы от него ждем преподавателей… Не будет их», – сказал глава региона.Насчет вклада, конечно, можно поспорить. Омский государственный педагогический университет, созданный в 1932 году, доказал свою состоятельность и способность к развитию в изменяющихся условиях. На 16 факультетах учатся около 11 тысяч студентов. В текущем году успешно проведен набор – как на бюджет, так и на внебюджет. Достаточно высокий конкурс свидетельствует о позитивной репутации вуза в регионе. Старейший педагогический вуз Сибири в свое время окончили заместитель министра просвещения РФ Михаил Кашин; заместитель директора Института русского языка и литературы РАН, доктор филологических наук, профессор Владимир Котельников; заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин, другие известные люди.За последние 6 лет в образование региона из педуниверситета пришли более 1200 учителей, из других вузов – чуть больше 200 человек, а из педучилищ и колледжей – около 2000 человек.- В модернизацию образования мы вступаем с учителями, мягко говоря, с несоответствующей квалификацией: в районах области процент учителей с высшим образованием держится на уровне 60-70 процентов, – говорит Константин Чуркин, бывший ректор, руководивший вузом более 20 лет, а ныне начальник управления профессиональной адаптации, трудоустройства студентов и выпускников ОмГПУ. – Эта тенденция сохраняется из-за низкого уровня заработной платы молодого специалиста.В самом деле, только ли вуз виноват в том, что его выпускники не хотят работать в школе? Классический пример привел Олег Смолин, профессор ОмГПУ и заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы: как только Валентина Матвиенко подняла среднюю зарплату учителей в Санкт-Петербурге до уровня чуть ниже среднегородского, все рванули в школу, и возникла проблема трудоустройства выпускников педвузов. Собственно, педагогических вакансий и в Омской области не так много. По данным Министерства образования Омской области, в настоящее время в регионе более 37 тысяч педагогических работников, укомплектованность педагогическими кадрами составляет 99 процентов. Ведь в последние годы неустанно идет оптимизация областного образования. Константин Чуркин приводит такие данные. Если в 2006 году в области насчитывалось 1144 общеобразовательные школы и 175 структурных подразделений, то в 2010 году – уже 791 и 113 соответственно. Тем не менее, по данным Министерства труда и социального развития, в 2011 году потребуется 867 учителей с высшим образованием. Расчет потребности в кадрах работников образования, проведенный в ОмГПУ, показывает, что с 2011 по 2020 год в Омской области ежегодно будет открываться более 100 вакансий воспитателей, от 200 до 500 – учителей начальных классов и предметников. Кроме того, с 2011 по 2020 год ежегодно будут увольняться на пенсию из системы образования порядка 500 человек. Таким образом, ежегодно в системе образования Омской области будут открываться от 800 до 1000 вакансий!- Кто будет нести ответственность за кадровый коллапс в системе образования Омской области, который может наступить через 2-3 года после ликвидации педагогического университета? – спрашивает Константин Александрович.Олег Смолин говорит, что качество образования упадет, а не улучшится, часть научных школ и управленческого опыта будет потеряна. Доктор философских наук Дмитрий Федяев, проректор по научной работе Омского государственного педагогического университета, считает, что существенного увеличения материальной базы не произойдет, а университет потеряет свою индивидуальность.«Непонятно, что именно выиграет система образования нашего региона в результате объединения, как оно скажется на качестве образования. В коллективе нашего вуза преобладает тревога: кто именно окажется без работы?» Эти вопросы задает коллектив преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников Омского государственного педагогического университета в открытом письме. Пока они без ответа.Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте