search
main
0

Прислушайтесь к Платону. Как стать великим ученым

Более 300 лет назад, в 1701 году, по указу Петра I в Москве была создана Школа математических и навигационных наук. Она стала первым специализированным учебным математическим заведением нашей страны, которое дало мощный импульс для развития естественных наук и их прикладному военно-морскому использованию. В последующем все технологические прорывы, совершенные Россией, во многом были основаны на высоком уровне математической науки и на кадрах, получивших первичное математическое образование в отечественных учебных заведениях. Их отличием были фундаментальность знаний, умение четко формулировать научные и прикладные задачи, способность находить нестандартные решения.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Сформированная в России система школьного математического образования стала лучшей в мире и заложила основы международной классической системы преподавания математики.

Советская система математического образования развивалась в русле традиций, сложившихся за предыдущие два столетия. На их основе были созданы новые формы работы со школьниками. Важнейшая среди них – работа с одаренными детьми, которые выявлялись в процессе всесоюзных олимпиад и обучались в специализированных физико-математических школах. Появление в начале 60-х годов таких школ было обусловлено многократно возросшей потребностью науки и экономики в математиках и росте физико-математической грамотности.

Основателем первой в мире специализированной физико-математической школы, открытой при Новосибирском университете, стал выдающийся ученый, академик Михаил Алексеевич Лаврентьев. Его идеи о создании системы углубленного изучения математики и физики на базе средней школы получили творческое развитие и воплощение практически повсеместно, но особенно интенсивно эти школы создавались в Москве, Ленинграде и Сибири. В итоге в 60-е годы была сформирована сеть специализированных физико-математических школ, которые стали готовить кадры для возрастающего научного комплекса страны.

Все физико-математические школы объединяло стремление к фундаментальности образования, раннее привлечение учеников к научной работе, обучение навыкам самостоятельного мышления, умению ставить и решать исследовательскую задачу.

Отличительной чертой всех этих школ было то, что они непременно создавались по инициативе либо с непосредственным участием неординарных людей – выдающихся ученых и преподавателей.

Эти школы взяли на себя функцию отбора и подготовки кадров для технических вузов страны. С ней они блестяще справились. Но, как ни парадоксально, эти школы не дали стране выдающихся ученых – физиков, химиков или математиков, которые сделали открытия мирового уровня.

Почему так произошло?

Возможно, для того чтобы стать великим ученым, недостаточно лишь увлеченности математикой и другими естественными науками. Необходима еще высокая общая культура, понимание закономерностей познания и духовность. Может быть, именно этого не хватало в физико-математических школах. Они помогали делать жизненный выбор учащимся, давали качественное математическое образование, но слабо приобщали к мировой культуре и мало внимания уделяли формированию духовного мира учащихся. Поэтому нам нужно переосмыслить накопленный опыт работы физико-математических школ и, сохранив все лучшее, создать новую концепцию преподавания математики и естественных наук в специализированных общеобразовательных школах. Надо провести всероссийскую конференцию выпускников и преподавателей физико-математических школ и обсудить на ней стратегию развития физико-математического образования в средней школе.

Сегодня в обычных школах стала нарастать гуманизация образования. Значительно увеличился объем изучаемых гуманитарных предметов, и соответственно сократился объем времени для естественных предметов и математики.

Но сегодня математика и основанные на ней новые дисциплины и технологии, такие как информатика, логистика и другие, все больше проникают во все сферы жизни. Потребности практики и реальные тенденции в российском образовании становятся разнонаправленными. Нельзя допустить нарастания данного противоречия и превращения его в антагонизм.

Современное общество просто не может существовать без высокой математической культуры. Все развитые страны, пытающиеся сохранить лидерство, стремятся к распространению математических знаний и формированию массового интереса к естественным наукам – физике, химии, биологии. Только на основе открытий в этих отраслях знаний возможен качественный технологический прорыв.

С учетом этого, например, президент США Барак Обама в своем выступлении 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук объявил о решении особо поддержать математическое и естественно-научное образование. По его мнению, страна, которая будет лидировать в математическом и естественно-научном образовании сегодня, завтра станет мировым научным лидером.

Самое интересное, что американский президент предложил привлечь к преподаванию в школах ученых – физиков, химиков, математиков. Именно так поступили мы в 60-е годы, создавая физико-математические школы. Сегодня мы порядком позабыли этот опыт, зато им решили активно воспользоваться американцы.

Надо дать мощный импульс развитию физико-математических школ и специализированных классов. Они должны научить учащихся уже в школе создавать на основе полученных знаний новые машины, материалы и инструменты, программное обеспечение. Их задача не только давать теоретические математические и естественно-научные знания, но и прививать вкус и навыки их творческого практического использования.

Для этого нужны новые учебные программы, принципиально иное техническое оснащение, новая организация учебного процесса. Все школы, и в первую очередь физико-математические, нужно оснастить учебными лабораториями нового поколения, которые имеют возможности не для простой демонстрации физических и химических законов, а позволяют заниматься научным моделированием, вести научные исследования уже на школьном уровне.

Создание принципиально иной системы преподавания математики и естественных дисциплин следует начать в рамках нового образовательного проекта создания сети президентских школ России. Его суть – появление в субъектах Российской Федерации школ XXI века, призванных стать своеобразными локомотивами для развития общеобразовательных учреждений страны.

В целом же для совершенствования физико-математической подготовленности учащихся средних школ на системной основе необходимы три слагаемых. Во-первых, решение и воля государственных органов власти. Во-вторых, активность институтов гражданского общества – сообщества математиков и педагогов. В-третьих, массовое осознание значимости математики в жизни человека, общества и государства.

Мы должны сделать усилия по всем трем направлениям и добиться решения поставленной задачи – формирования нового поколения граждан, обладающих высокой культурой мышления, основанной на глубоких знаниях математики и естественных наук. Ведь, как утверждал величайший философ Платон, человек, «способный к математике, изощрен во всех науках». Развивая математическую культуру и образование, мы создаем предпосылки для перехода всего человечества на качественно иной уровень.

Михаил НИКОЛАЕВ, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте