В 1845 году создается Русское Географическое общество. Значение географии в тот период времени очень высоко. Царских детей обучают самым важным наукам (в том числе и географии). Василий Александрович Жуковский учит основам географии будущего царя Александра II. Благодаря заинтересованности монаршей семьи наука находилась в расцвете: организовываются экспедиции для изучения разных территорий страны, создаются новые учебники, карты и многое другое. Потом наступает период освоения полярных широт и вновь география на высоте! Жители страны восхищались полярниками и первооткрывателями, покорителями немыслимых глубин и высот… А сколько сделали специалисты-географы для победы нашей страны в годы Великой Отечественной войны!
Но в последние годы, к огромному сожалению, в нашем обществе становится все больше сторонников мировоззрения Митрофанушки, далеких от понимания важности и необходимости географических знаний. Фото автора
Наступил момент, когда их стало слишком много, и для географии наступили нелегкие времена, она перестала быть в числе наук-фаворитов.
А меж тем, сколько проблем появилось в освоении и развитии просторов нашей необъятной России. И их можно было бы избежать, если бы с большим уважением относились к развитию географической науки в стране. Но, вместо этого, географические знания перестали быть важными и нужными. Даже в некоторых школах (согласно учебному плану) география перестала быть основным предметом, обязательным для изучения в 10-11 классах, а ведь именно в это время изучаются зарубежные страны, геополитические события, международные взаимоотношения…
Более того, на специальности экономического профиля, выпускники которого призваны улучшить экономику страны, стали принимать по результатам экзамена по обществознанию (не имею ничего против этого предмета, но логичнее было бы принимать через географию, т.к. именно она знакомит с особенностями территории и учит комплексно ее рассматривать и разумно осваивать и развивать). Количество часов на изучение географии в школах стали сокращать, а потом преподавать ее начали люди, которые не имели специального образования, считая, что нет ничего сложного и любой может справиться, например, учителя начальных классов (которые остались без работы в период демографического кризиса в стране). География стала слишком теоретической: мы перестали путешествовать, работать на местности, ходить в походы… А ведь это неправильно! Видимо, нам свойственно создавать проблемы, а потом пытаться их героически преодолевать, сражаясь, с нами же созданными, трудностями. Всеобщая географическая безграмотность стала приметой нашего времени.
Радует, что в последнее время начали обращать внимание на сложившуюся ситуацию и поняли: нельзя без знания географии развивать страну, особенно такую огромную и многоликую, как Россия.
И вот все снова меняется: география набирает вес. Вот только, к сожалению, не так быстро, как нам хочется, и не везде, но радует, что лед тронулся…. А случилось это с возрождения Русского Географического общества, а именно с приходом новых руководителей: президента Сергея Кужугетовича Шойгу и председателя попечительского совета Владимира Владимировича Путина. Только благодаря этим событиям, у географии появился шанс на возрождение! Началась огромная работа: восстановили библиотеку, старинные карты, организовано огромное количество экспедиций, снято множество фильмов о нашей стране, регулярно проводятся конкурсы, вручаются премии и гранты, в том числе, и на работу со школьниками. В 2011 году состоялся первый съезд учителей географии (благодаря поддержке РГО). И вот спустя пять лет снова в Москве, в Ломоносовском корпусе МГУ, открылся уже второй съезд учителей географии. В его работе приняли участие более 500 человек – это учителя географии, методисты, преподаватели вузов, представители СМИ (172 делегата съезда от каждого субъекта РФ и участники). Ключевой темой съезда стало обсуждение и принятие новой Концепции географического образования в России.
Перед началом основной работы форума, в фойе находились выставки изданий, которые занимаются печатью географической литературы и атласов. Стеллажи со старинными учебниками и картами, по которым занимались более 150 лет назад. Но самый большой интерес вызвали стенды и магнитные доски с новыми технологиями: СПИЛС-КАРТЫ России и отдельных регионов страны. Выполненные из дерева пазлы субъектов страны, которые надо сложить в единую карту РФ. Тем, кто справляется (по памяти и на время), вручают нагрудные знаки отличия 1-й, 2-й степени (с удостоверениями) или сертификаты «Знаю Россию». Огромное количество желающих было проверить свои силы. Мне удалось выполнить норматив 1-й степени (было очень приятно). Думаю, что подобные средства обучения были бы полезны в любой школе при изучении территориального деления страны в 8-9-х классах.
О чем говорилось на открытии съезда? Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, рассказал о том, что конкурс на географический факультет растет с каждым годом, что проводятся олимпиады по географии для одаренных школьников, результаты которых очень важны при поступлении в лучшие вузы страны.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов рассказал об изменениях в ЕГЭ (в том числе, и по географии), что процедура экзамена меняется с каждым годом, что в этом году исключена тестовая часть. Он отметил, что географию в качестве экзамена выбирает меньше всего выпускников школ (в среднем менее 2%), результаты, увы, часто ниже остальных предметов. И это не может не настораживать. А ведь это те, кто считает свои знания неплохими. Что же говорить про тех, кто не сдает ЕГЭ. Проведение Всероссийских проверочных работ по географии, которые будут проводится в этом учебном году, даст более полную информацию по этому поводу. Пока школам предложат выбор (принимать или нет участие в этих проверочных работах). Сергей Кравцов сообщил о том, что в планах также проверка знаний (освоения стандарта) по географии в 7-х и 8-х классах, чтобы определить круг проблем, с которыми необходимо работать дальше.
Важно, что в рамках съезда проводились круглые столы по конкретным темам. Они затрагивали проблемы модернизации содержания географического образования и методики преподавания географии; организации системы дополнительного географического образования и школьные олимпиады; системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и сетевого взаимодействия профессиональных ассоциаций учителей географии. На круглых столах обсуждались современные образовательные технологии в практике преподавания географии; новые учебно-методические комплексы и информационно-образовательные ресурсы в практике преподавания географии; разработка нового стандарта географического образования; система оценки качества географического образования; организация полевых исследований и географическое образование, а также роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников.
Некоторые темы повторялись, но менялись модераторы и участники, поэтому и вопросы поднимались несколько иные.
Мне удалось побывать на обсуждении тем по системе дополнительного образования и школьным олимпиадам, системе оценки географического образования и модернизации географического образования. У каждого участника круглого стола была возможность высказаться, внести свои предложения в проект новой Концепции географического образования России.
Мне тоже удалось выступить. Предложения, о которых говорила, касались качества преподавания географии. К сожалению, проблемы начинаются еще в начальной школе (с курса «Окружающего мира»), который, к сожалению, не способствует формированию качественных географических знаний. И для того, чтобы географическое образование было более качественным, может быть, есть смысл доверить преподавание географического блока знаний в окружающем мире специалистам, организовать предметное обучение? Проблема в снижении качества подготовки выпускников по географии не только и не столько в снижении количества часов географии в школе, сколько в том, что не хватает хороших, качественно подготовленных учителей географии, знающих и любящих свой предмет.
Бурные дебаты разгорелись при обсуждении введения обязательного ОГЭ и ЕГЭ по географии для всех выпускников 9-х и 11-х классов. Большинство делегатов и участников съезда проголосовали против этой инициативы и остановились на проведении Всероссийских проверочных работ для тех, кто не сдает ОГЭ и ЕГЭ. Первая проба пройдет уже в этом учебном году, в апреле 2017 года. Школы сами будут решать принимать участие в ВПР в этом году или нет и кто будет писать работу (10-е или 11-е классы), а уже со следующего года они станут обязательными для всех. Работа продлится 1,5 часа и будет состоять из 17 заданий, связанных с применением географических знаний в повседневной жизни. Идея неплохая. Ведь ни для кого не секрет, что с введением двух обязательных предметов (русский язык и математика), все остальные превратились в неважные! А это не так! Нам необходимо готовить всесторонне развитых и образованных людей, которые должны владеть всеми школьными предметами. И география должна быть в числе главных дисциплин, ибо именно она помогает изучать искусство жить. Жить в новом многополярном мире, сложном и противоречивом. Не случайно девизом географов является фраза: «Без географии вы нигде!». Это особая наука и она имеет право быть выделенной в особую предметную область и вернуть себе господствующее место в системе образования, как это было во времена Русской Империи.
После завершения дискуссий на круглых столах участники съезда проголосовали за принятие за основу проекта Концепции географического образования России со всеми внесенными предложениями. Теперь дело за Минобрнауки и Правительством РФ, где детально рассмотрят все предложения и пожелания участников съезда и определят пути реализации новой Концепции географического образования России.
Об авторе
Елена Павловна Давыдова, учитель географии МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области, Почетный работник общего образования РФ, действительный член РГО, делегат двух съездов учителей географии, двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ (грант Президента РФ в 2006 и 2012 гг.), финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001»
Комментарии