Бытует мнение, что обучение и воспитание – это труд, который целиком ложится на плечи педагога. Однако на практике это не совсем так. Работая преподавателем иностранного языка в колледже уже третий год, я убедилась в том, что сами воспитанники способны многому меня научить.
В настоящее время современные технологии и методики направлены на взаимодействие всех участников педагогического процесса – педагога, учащихся и родителей. И преподаватель находится в центре этого процесса, но не в роли авторитарной фигуры и единственного источника знаний, а в роли модератора, играющего тренера. На сегодняшний день только взаимодействие и сотрудничество способны помочь в достижении положительных результатов.Преподаватель не только дает знания и делится опытом, но также получает обратную связь от учащихся. При этом каждый отдельный студент – это самостоятельная личность, которая имеет свою точку зрения по тем или иным вопросам. Безусловно, отношение обучаемых к теме, их субъективное понимание различных идей представляет интерес для преподавателя, помогает ему строить дальнейшую работу, учитывая индивидуальные особенности воспитанников. Понять это мне помогли идеи о личностно ориентированном подходе Шалвы Амонашвили, чья книга «Сердце отдаю детям» стала для меня настольной в университете и с кем посчастливилось встретиться лично. В первый год работы я убедилась в том, как важно каждому учащемуся индивидуальное внимание к его личности, учебной мотивации и потребностям. Студенты из моего первого выпуска говорят мне, что им не хватает индивидуального подхода, учета интересов каждого, вспоминают, как на уроках иностранного языка я добивалась того, чтобы в работе участвовали все и никто не оставался в стороне.Работая преподавателем иностранного языка, я убедилась в том, что все студенты разные и нет ни одной похожей группы. Задача преподавателя – помочь каждому обучаемому полностью раскрыть свой личностный и профессиональный потенциал. Каждый учебный день для преподавателя – это возможность лучше узнать обучаемых и подобрать такие методы и приемы, которые будут эффективными при обучении студентов конкретной группы.При обучении студентов колледжа иностранному языку я поняла, что наиболее эффективно применение деятельностного подхода – в групповых проектах, обсуждениях, дискуссиях, а также при работе над проектами. Возможность самостоятельно разработать бизнес-план, подготовить презентацию, поработать в парах и малых группах и даже просто рассказать о себе и своей семье не только задействует эмоции учащихся, но и помогает лучше усвоить материал.Безусловно, не все обучаемые бывают одинаково мотивированными. При решении проблемных ситуаций и для разряжения обстановки обучаемыми на ура воспринимается стратегическое использование юмора, а также более реалистичных и близких для студентов примеров.Также я убедилась в том, что хороший педагог – это справедливый педагог, который владеет дисциплиной, логично структурирует материал и организует учебный процесс. Ребятам не все равно, кто их преподаватель, они присматриваются к нему, ожидая внимательного отношения к их интересам и потребностям. В этом случае для достижения наилучших результатов в работе педагога необходимо, чтобы студенты доверяли преподавателю, воспринимали его как авторитет, могли обратиться с вопросом при решении проблем и конфликтов. И особенно важно учитывать особенности юношеского возраста, поддерживать чувство собственного достоинства учащихся, помогать им в профессиональной ориентации.В первый год работы я убедилась, что каждый учащийся в чем-то силен. Полное отсутствие способностей к иностранному языку не более чем миф. Каждый студент при правильно организованной работе педагога может показывать успешные результаты при выполнении таких типов заданий, которые соответствуют его способностям, интересам, темпераменту, индивидуальному темпу работы. Единственный способ выявить сильные стороны обучаемых – наблюдать за их успехами и прислушиваться к ним. У моих студентов есть чему поучиться – прежде всего душевности, сочувствию. Видя, что преподаватель выкладывается, работает с душой, они раскрываются навстречу. Поэтому работа педагога не только самоотдача, но и приобретение знаний о людях и мире в целом.За два с половиной года работы преподавателем иностранного языка в колледже я осознала, что профессия педагога – для тех, кто считает ее своим призванием, кто положительно относится к своим воспитанникам, доверяет им и делает все возможное, чтобы они достигали не только академических и профессиональных успехов, но и личностных. Педагог не только обучает, но и формирует личность, воспитывает у учащихся самостоятельность, не навязывая своей воли.Профессия педагога – это почетная профессия, и тот, кто дает знания и помогает учащимся в овладении ими, заслуживает уважения. У своих воспитанников я прежде всего научилась тому, что только сочувствие, сопереживание, душевность, воспитание нравственных качеств могут помочь раскрыться каждому.И поэтому обучение – это не односторонний процесс, а обоюдный, в ходе которого преподаватели и учащиеся способствуют взаимному профессиональному и личностному росту.Татьяна ХОРОШИЛОВА, преподаватель английского и испанского языков Московского колледжа бизнес-технологий, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии