В Москве в соответствии с постановлением правительства столицы с начала прошлого учебного года проводится эксперимент по преобразованию четырехлетней начальной школы в шестилетнюю. «Круглый стол» «Разработка модели шестилетней начальной школы», организованный Департаментом образования Москвы и Восточным окружным управлением образования, собрал руководителей органов управления образованием субъектов РФ.
Миллион за инновации
Виктор Кругляков, начальник Восточного окружного управления образования:
– Опыт работы 792-й по созданию шестилетней начальной школы называют уникальным, хотя еще и непродолжительным. В рамках городской экспериментальной площадки «Разработка новой модели шестилетней начальной школы» она работает всего второй год. Но еще в 2004-м и тоже на базе 792-й школы открылась первая – по «Преодолению неуспешности в обучении в процессе раскрытия способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы».
Тот первый опыт позволил коллективу еще глубже проникнуть в причины неуспешности в переходном периоде из четвертого в пятый. И выстроить свою модель, которая включает в себя не механический переход классного руководителя, а понимание значения, особенностей, условий этапности этого, казалось бы, несложного процесса.
Последовало изменение структуры начальной школы. Внутри нее выделили этапы: первый-второй классы, третий-четвертый, пятый-шестой. Настолько ведь разные психологические, возрастные, физиологические особенности у этих детей. Следующее условие – создание оптимальной образовательной среды и школьного уклада.
Классные руководители первых-четвертых имеют возможность сопровождать учащихся почти до седьмого класса. А в наших условиях в связи с предметным преподаванием – и на протяжении всех одиннадцати лет. Ольга Николаевна Резникова перешла, а с ней в ее 5-й «В» из начальной еще шестеро предметников.
Простроенная система научно-методической и кафедральной работы позволяет снять все проблемы неуспешности. Посредством выработки единых требований по всем предметам во всех классах. Все кафедры с первого класса по последний у нас сквозные. Они снимают любые моменты, которые могли бы привести к неуспешности ребенка.
Как положим первый камень…
Яков Турбовской, научный руководитель эксперимента, заведующий лабораторией методологии управляемого развития образования Московского центра качества образования, академик, профессор:
– С сентября прошлого года на базе школы работает городская экспериментальная площадка «Разработка новой модели шестилетней начальной школы». Этот эксперимент беспрецедентен по двум основаниям. Впервые в отечественном образовании его инициатором стало правительство Москвы. И отсюда же высокая социальная значимость эксперимент. Второе, за этой простой, казалось бы, вещью – перевести учителя из 4-го в 5-й класс, а за этим сколько сразу проблем, вроде бы к делу не относящихся. В образовании нельзя за что-нибудь тронуть, чтоб не зацепить все вместе взятое. Скажем, ведь и не всякого учителя начальной можно и тем более нужно переводить вместе с ребятами. Он, бывает, надоел им за эти-то четыре года, видеть не хотят. Кроме того, вопрос: а как готовится средняя школа к восприятию пришельца? Как его там примут? Как вообще обеспечить часами, необходимой нагрузкой?.. Самое главное, с моей точки зрения, не навязывать школе варианты решения проблемы. Мы предлагаем приспосабливать к ее особенностям.
Нам пора осознать следующую вещь: как положим первый камень, так строительство пойдет.
Кажется, что строительство дома у нас благополучное, а все неприятности начинаются в средней. Я стоял с одним из руководителей образования России в 5-м классе и попросил тех, кто был отличником в 4-м, поднять руку. Лес рук. «А в пятом?» Ни одной! Почему? Наше неуемное стремление развивать разум ребенка удивительно убого. Ребенок в своем возрасте идет через чувства, тактильные прикосновения. Через игру. А мы уже в детском саду убиваем желание учиться. Приспосабливаем его к школе, за парты сажаем, навязываем школьные формы обучения. Это же мы проблему преемственности поставили с ног на голову. Не только в масштабах школы, а всей государственной системы образования. Ведь что получается? Надо! Надо готовиться к школе, потом – к 5-му классу, а потом – к поступлению в вуз. У нас расстыкована система образования. Нет эскадры, и каждый корабль идет, куда хочет. Не перестроив основание, на котором строится обучение в начальной школе, мы ничего не изменим.
Раньше турникетов в школе не было. Образовательная среда была монолитная, помогающая, объединяющая. Школа могла рассматриваться как центр воспитательной работы. Сегодня главная задача – невосприятие тех негативных явлений, в которых живем.
Итак, исходя из концепции и рабочей программы эксперимента по созданию шестилетней начальной школы, предстоит решить четыре задачи. Обеспечить связь школы с детским садом, решить проблему последовательного обучения умению учиться; обеспечить бесконфликтный, эмоционально-комфортный переход из четвертого в пятый класс; подготовку к многопредметному обучению. Суть четвертой, самой сложной задачи – педагогически всесторонне и обеспеченно провести ребенка в самый непростой, подростковый возраст.
Виталий Алеев, заведующий отделом систем и методик обучения Федерального института развития образования:
– Я очень внимательно и с болью слушал выступления. Успех или неуспех эксперимента будет зависеть от его многотиражной транслируемости. Я задаю сам себе этот вопрос: насколько можно сегодня транслировать этот эксперимент? Первый вопрос, который был вам задан, связан с программами и учебниками. Я, простите, с болью выслушал ваши слова, что сегодня нет учебников для учащихся. Я только назову представителям регионов фамилии, которые сосредоточены в нашем федеральном институте, бывший НИИ школ, который на всю Россию хорошо известен, – академик Горецкий, Кузин, Курдюмова, Плешаков, Коровина, Калягин, Климанова. Сказать, что эти книги не для учащихся, я думаю, что никто с этим не сможет согласиться. Другой вопрос: если действительно этот эксперимент будет внедряться в широком масштабе, то для нас, авторов, остро стоит вопрос: как менять содержание. Допустим, пятые и шестые классы отнести к основной школе или к начальной? Мы должны переструктурировать их, отчасти отшлифовать содержание, стилистику и лексику упростить – ведь это же уже начальная школа. Так с этого нужно начинать. Вопрос преемственности все равно будет решаться с большой сложностью. И здесь не виноваты зачастую авторы. Если Горецкий пишет для начальной школы, он не отвечает за основную. И каждый раз, когда мы проводим совещания, всегда говорю: «Когда я пишу свои книги, я не только знаю, что в начальной, что в основной, что в старшей, я все близкородственные предметы изучаю». Поэтому это дело комплексное, и оно должно решаться в совокупности всех составляющих. Но каков механизм реализации преемственности? Нам нужно работать всем вместе. В том числе и авторам, которые уже накопили богатый опыт.
Свой миллион 792-я получила, став победителем конкурса на Премию Президента России в номинации «Общеобразовательная школа, активно внедряющая инновационные образовательные программы».
Комментарии