Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. В процессе воспитательной работы я обращаюсь к ценностям фундаментальным, которые рождают в детях добрые чувства, потребность совершать высоконравственные поступки.
В основу воспитательной системы положены вечные, непреходящие ценности, такие как Человек, Мир, Родина, Жизнь, Знания, формирование и развитие которых происходит как на уроках, так и во внеурочное время на основе приоритетных направлений воспитательной работы, к которым я отношу:- здоровьесберегающее направление;- культурно-досуговое направление;- духовно-нравственное направление.Такой выбор не случаен: именно данные направления, по моему мнению, формируют у детей целую систему ценностей – Родина, природа, жизнь, человек, мир.Любознательность, трудолюбие, интеллект, патриотизм, творческая активность – вот ключевые слова ценностно-ориентированного поля воспитательной системы моего класса.Выбор темы обусловлен возросшим интересом к космическим телам и актуальностью проблемы падения метеоритов на Землю. Цели: активизировать познавательную деятельность детей, способствовать сплочению классного коллектива. Задачи1. Развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления.2. Развитие умения слушать и наблюдать различные явления, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного.3. Воспитание коммуникативных навыков и умений.Оборудование: мультимедийная установка, компьютер.Внеклассное мероприятие проходит в виде беседы с обсуждением и элементами групповой работы.Возраст учащихся: 3-й класс; в этом возрасте у детей начинает формироваться познавательный интерес к изучению наук, тяга к познанию окружающего мира. Как известно, астрономия играет существенную роль в формировании мировоззрения младших школьников. Занятия астрономией развивают у детей такие личностные качества, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Ребенок, который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие школьные предметы.Время проведения: 1 час.За неделю до мероприятия учащимся было дано задание подготовить иллюстрации о метеоритах, найти стихи о космических объектах (кометах, астероидах, метеоритах). Ребята, заинтересовавшись темой предстоящего обсуждения, приняли активное участие в его подготовке.Ход проведенияУчитель: Сегодня мы с вами совершим виртуальную космическую экскурсию и узнаем, откуда берутся метеориты, из чего они состоят, могут ли они быть для нас опасными и можно ли найти метеорит.Ребята, вы когда-нибудь видели падающие звезды? Как вы думаете, после такого падения становится ли звезд на небе меньше?Ответы детей.Учитель: На самом деле падающие звезды – это след от упавшего метеорита. Самые маленькие небесные тела в Солнечной системе – это метеороиды. Считается, что более мелкие из них – это осколки разрушившихся комет, а более крупные – осколки астероидов, которые иногда сталкиваются между собой и тоже разрушаются. Часть этих осколков иногда падает на Землю и полностью или частично сгорает в атмосфере, оставляя в ночном небе светящийся след. В таком случае метеороиды называют метеорами, а несгоревшие их части, упавшие на землю, называют метеоритами.Метеориты имеют огромное значение для науки, поскольку имеют внеземное происхождение. И хотя за сутки на Землю падает приблизительно 10 тонн метеоритного вещества, находят метеориты достаточно редко.Ребята, давайте рассмотрим рисунки, которые вы принесли сегодня, и послушаем стихи о космических камнях. Обсуждение. Вывод: на Землю иногда падают обломки настоящих астероидов и комет.Учитель: Метеориты можно найти с помощью металлоискателя или просто визуально, например, в пустынях.По своему составу метеориты делятся на железные, каменные и железокаменные.Метеориты бывают осколочные и индивидуальные. Индивидуальные образовались в результате удара о плотные слои атмосферы и оплавления при трении о воздух (скорость движения – несколько километров в секунду). Они имеют округлые оплавленные формы, для них характерны кора плавления и регмаглипты – оплавленные углубления и выступы. Осколочные метеориты образовались при ударе о землю и последующем взрыве. Нередко взрывы сопровождаются образованием кратеров, например, самый большой кратер Сихотэ-Алиньского метеоритного дождя имеет размеры около 20 м в диаметре и 6 м в глубину. По способу обнаружения метеориты делятся на находки и падения. Находка – это когда метеорит найден случайно или в процессе поиска и нет очевидцев падения. Падениями называются метеориты, найденные по результатам опросов свидетелей или самими очевидцами падения. Если на одном месте находят несколько индивидуальных частей одного метеорита, его называют метеоритным дождем.В нашей стране самая большая коллекция метеоритов находится в Музее внеземного вещества института ГЕОХИ РАН, также много метеоритов в экспозиции Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана. Прямое попадание достаточно крупного метеорита в сооружение повышенной опасности, например, в химическое предприятие, в склад боеприпасов и т. п., может стать причиной масштабной катастрофы.Ребята, внимание, получено сообщение: 30 июня 1908 года примерно в 7 часов 15 минут местного времени над тайгой в районе реки Подкаменная Тунгуска раздался взрыв или серия взрывов. По оценкам, произведенным позже, мощность взрыва примерно в 2000 раз превышала мощность взрыва атомной бомбы, сброшенной позднее американцами на Хиросиму.Яркая вспышка, которая была видна за сотни километров, подожгла тайгу, но затем мощная ударная волна потушила огонь и повалила деревья на площади более 1000 квадратных километров. Обожженные снаружи стволы деревьев законсервировались и видны даже 100 лет спустя. Сотрясения почвы и возмущения магнитного поля Земли были зафиксированы по всему миру. В течение последующих нескольких ночей, коротких в это время, над всем северным полушарием наблюдалось разноцветное свечение неба.Тунгусская катастрофа относится к числу хорошо изученных, но вместе с тем к одному из самых загадочных явлений ХХ столетия. На первый взгляд создается впечатление полной ясности. А с другой стороны, десятки экспедиций, сотни научных статей, тысячи исследователей, полсотни точек зрения смогли лишь приумножить знания о ней, но не ответить, в общем-то, на простой вопрос: что же это было?Несомненно, одно: тунгусская тайга хранит еще много неразгаданных тайн и вопросов. Почему Тунгусский метеорит взорвался подобно самой мощной взрывчатке? Что это за странное космическое вещество и куда оно исчезло? Не менее интересно выяснить, по какой же траектории летел Тунгусский болид.В Тунгусском заповеднике ввиду уникальности события 1908 года в порядке исключения разрешена ограниченная туристическая деятельность для экологического просвещения населения, ознакомления с природными объектами заповедника, местом падения Тунгусского метеорита.А сейчас давайте разгадаем кроссворд.Кроссворд «Астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты»1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.2. Космическое тело, упавшее на Землю.3. Малая планета.4. «Хвостатая» звезда.Интересные факты о метеоритахНа черный кусок я гляжу молчаливо…Гляжу, и про многое метеоритНа темном своем языке говорит…Степан ЩипачевВ 1892 году в Аргентине был найден железокаменный метеорит под останками мегитария – вымершего млекопитающего, жившего миллионы лет назад. Находка была сделана на глубине шесть метров. Предполагается, что животное было убито метеоритом. Вес метеорита 33 грамма.В литературе описаны случаи прямых попаданий метеоритов в строения и животных.14 июля 1847 года в Браунау метеорит весом в 5 кг пробил крышу, потолок и полдома. 22 сентября 1833 года камень весом около 3 кг в Забродье (Россия) пробил крышу дома. 2 сентября 1938 года в местечке Бенд (США) метеорит весом 1770 граммов пробил крышу гаража, автомобиль и подушку сиденья.Некий Гавторн, астроном-любитель, построил в своем имении под Вашингтоном частную обсерваторию. Его любимым занятием было наблюдение за падающими небесными телами. В 11 часов утра вдруг раздался звук наподобие взрыва. Вбежав в обсерваторию, Гавторн увидел в кресле, на котором обычно сидел, два дымящихся осколка. Они оказались метеоритами. Один из осколков весил 1192 грамма, другой – 1132. Небесные камни состояли из чистейшего железа.Науке неизвестны случаи гибели людей от посланцев пояса астероидов. Единственным человеком, которого ударил метеорит, на сегодня остается женщина из Австралии. В 1954 году камень весом 3,2 кг повредил ей плечо, пробив перед этим крышу ее дома.Романтична история метеорита «Бородино». Он упал 5 сентября 1812 года, накануне Бородинского сражения, в стане русской артиллерийской батареи у деревни Горки, как бы возвещая о предстоящей победе. Его подобрал часовой и передал командиру батареи А.И.Дитрихсу, офицеру 11-го Псковского пехотного полка 7-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Капцевича. Находка долго хранилась в семье А.И.Дитрихса, и только в 1892 году его потомки передали ее в Российскую академию наук.Работа в группахУчитель: А теперь давайте разделимся на две команды. Каждой команде предлагается ответить на два простых и один сложный вопрос. 1. Что такое астероид?2. Что такое метеорит?3. Что такое комета?4. Что такое метеор?5. Почему Луна покрыта кратерами?6. Правда ли, что последние динозавры были убиты астероидом?И напоследок отгадайте мои загадки:В космосе сквозь толщу летЛедяной летит объект.Хвост его – полоска света,А зовут объект…(Комета)Эта межзвезднаяВечная странницаВ небе ночномТолько-только представитсяИ улетаетНадолго потом,Нам на прощаньеМерцая хвостом.(Комета)Итак, мы с вами совершили космическую экскурсию, в ходе которой ознакомились с мелкими небесными телами Солнечной системы. Прим. ред. Презентация к занятию, рисунки детей, стихи о космических телах опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/780. Светлана ШАБАНОВА, учитель начальных классов средней школы №5 города Абакана Республики Хакасия
Комментарии