Согласно статистике, два процента российских учителей ежегодно покидают школу, причем речь идет не о тех, кто уходит на заслуженную пенсию, а о тех, кто просто меняет место работы. Как правило, большинство – молодые люди, полные сил и энергии. В пересчете на субъекты Российской Федерации получается, что в среднем каждый год из школ той или иной области или края уходят 90-100 молодых учителей. В Воронежской области эта цифра в два раза больше. По данным Главного управления образования, в 2000-2001 учебном году в школах области преподавали 4260 учителей со стажем работы до пяти лет. На следующий учебный год их число сократилось до 4029 человек.
Такая вот “информация для размышления” прозвучала в начале работы “круглого стола”, проведенного недавно в Воронеже Главным управлением образования области и Воронежским гуманитарным институтом – филиалом Московского открытого социального университета. Как сегодня “по-молодому” работать с молодым учителем, как помочь ему преодолеть трудности первых лет работы в школе, как пробудить творческий потенциал начинающего педагога?
Ирина Москалева, преподаватель воронежской гимназии N 2:
– Среди наших гимназистов мы проводили специальный опрос на тему, каким должен быть современный учитель. Было названо много качеств, и наряду с профессионализмом и уважением к детям ребята выделили еще одну черту: учитель должен быть молодым. Им интереснее общаться с молодым преподавателем! А что же молодежь, почему она не спешит работать в школе? От практикантов часто приходится слышать высказывания: “Вот если бы такая школа, как ваша, мы бы пошли туда работать”. Почему? Не хочу хвастаться, но одна особенность есть – внимательное отношение к молодым педагогам. Ведь все наши трудности – низкая зарплата, загруженность и так далее – не зависят от возраста учителя. С возрастом количество трудностей у учителя не уменьшается. Что же может привлечь молодежь? Мне кажется, что главное в школе – это микроклимат. Как встретили молодого учителя, как помогли ему более опытные коллеги? Помощь с их стороны необходима. Любой опытный учитель знает, как заполнить классный журнал или как лучше написать конспект урока, а для новичка это очень непросто. Молодежь ходила на уроки к опытным педагогам, имела возможность адресно задать вопрос любому коллеге с большим опытом преподавания.
Нина Булгакова, заместитель директора гимназии N 9:
– В нашей гимназии работают 24 учителя, чей педагогический стаж менее десяти лет. 24 человека – это 16 процентов всего коллектива. Из них трое – учителя высшей категории, еще трое – первой, пять человек имеют вторую категорию, один учитель – кандидат наук. Семеро из 24 – выпускники нашей школы, четыре учителя – победители и призеры конкурсов городского и областного уровня.
Мы считаем, что школа должна заниматься созданием условий для профессионального роста учителя, а за его теоретическую базу отвечает вуз. Классический университет дает хорошие академические знания, но достаточной педагогической подготовки нет. Еще один минус – перестала оплачиваться педагогическая практика студентов, соответственно уменьшилась заинтересованность. Студентам недостает способности мобилизовать свои усилия на системную умственную работу – рационально организовывать деятельность, наблюдать и обобщать, управлять своим эмоциональным состоянием. В итоге в школу приходят не совсем подготовленные учителя: один не тверд в знании предмета, другой не знает теории, третий не умеет общаться. Молодому учителю нужны внимание и индивидуальный системный контроль со стороны администрации учебного заведения. Необходимо доброжелательное, но требовательное отношение к молодому специалисту. Здесь без наставничества не обойтись.
Еще одно наблюдение – в педагогическом коллективе должны быть единые требования ко всем сотрудникам. Это важно, потому что если это есть, то начинающий учитель не будет себя чувствовать ни изгоем, ни “тепличным растением”. Молодежь надо обязательно приглашать на педсоветы и семинары. Они нужны им для развития ораторских способностей и артистичности.
Татьяна Гаула, директор гимназии N 9:
– Я подбираю кадры тогда, когда они только-только приходят к нам на практику – прежде всего из выпускников своей школы, и, конечно, я сразу смотрю талантливых, которых можно взять и растить. Вы прекрасно знаете, что есть категория молодых, которым не надо 10-15 лет работать в школе, чтобы стать хорошим, сильным учителем.
Второй момент. Если говорить об управленческом аспекте, важно правильно расставить кадры. Вы прекрасно знаете, что возможна ситуация, когда молодым специалистом, что называется, “затыкают дырки”, не учитывая его подготовленности, психологических особенностей и так далее. Отбить желание работать в школе очень легко: надо поставить молоденькую девушку на трудные классы, к примеру на 9-10-е, и таким способом отвратить ее от школы навсегда. Мы же специально создаем такие тепличные условия, чтобы учитель состоялся. Тут три плюса: мы одновременно можем шлифовать методическое мастерство, даем учителю возможность изучать возрастные особенности детей и параллельно вести сквозное изучение школьной программы.
И есть еще один момент, который обязательно должен присутствовать, чтобы молодой учитель остался в школе: должна быть успешность его работы. Это и победы на всевозможных конкурсах, и интересная организация внеклассной деятельности, когда ты чувствуешь уважение учеников.
Но тут возникает другая проблема. Творческие, интересные учителя обретают себя и уходят из школы. Уходят успешные! Почему? Увы, они не удовлетворены той зарплатой, которую мы им можем дать. Люди уходят писать диссертации, преподавать или работать в управленческих структурах. Они скучают по школе, они и рады были бы остаться, но… Это уже социальная проблема общества. Оно не может предложить таким людям достойную оплату их труда.
Ольга Ващенко, заместитель директора педагогической гимназии N 5 при Воронежском госуниверситете:
– Думаю, нелишне задуматься о том, на какую жизнь общество обрекает учителя, оставляя его сегодня в школе. Престижность профессии абсолютно низкая. По тому, сколько нам платят, мы можем определить, насколько мы нужны обществу. И выводы, увы, неутешительны. Тем не менее основная работа по вытаскиванию России из кризиса возложена на учителя. Приход молодого педагога в школы – как ручеек, который год от года все тоньше. Кроме уже обозначенной проблемы, я бы выделила еще несколько. Первая – проблема отбора: кого брать в вуз? Это вопрос и школы, и вуза. Я раньше думала, что должно быть наоборот, что учитель должен быть безоговорочным лидером, может быть, в чем-то жестким, уверенным в своей правоте. Но ничего подобного! Мы не должны очень жестко реагировать на те ситуации, которые складываются в классе, в коллективе и так далее. Надо уметь принять другого человека таким, каков он есть. Но не каждый может это сделать. Способен ли человек, который хочет стать учителем, принять другого? Именно это надо увидеть и понять в мальчиках и девочках, которые хотят стать учителями. По-моему, именно в этом заключается проблема отбора.
Второе – проблема вузовской подготовки. Уже говорили, что молодые преподаватели приходят в школу, имея хорошую академическую подготовку. Но они не умеют очень многого, что должен делать учитель. И каждый из сидящих здесь испытал это на себе. Я по окончании вуза была брошена в учительскую среду, как котенок в воду. Приходилось “барахтаться” самой. Важно уметь преодолевать трудности. И, конечно, хорошо, когда есть наставник, который поможет преодолеть трудности. Например – проблема общения с родителями. Я, когда первый раз в жизни проводила родительское собрание, не увидела на лицах никакого отклика вообще! У детей – глаза распахнутые, ребята всегда готовы к общению, а тут – стена! Пока эту стену разрушишь, нужно очень много времени и опыта. Дети быстрее нас принимают. Уменьшение педагогического цикла в вузе – это настоящая беда. Поэтому все зависит от школы: сложатся благоприятные условия при встрече молодого учителя – значит, он останется в школе. Не сложатся – не останется.
Еще одна проблема касается первых лет работы в школе, когда очень важна самореализация. Творческая ли профессия учитель? Да, конечно. Но творческая ли среда в школе? Нет, консервативная, и очень часто – косная. Преодолеть ее не каждому под силу. Учитель всегда остается частью системы. Это трудно, в этом много противоречий. Наши ступени роста – учитель, завуч, директор. Вот и вся реализация. Может ли школа предложить учителю что-то новое, какое-то дальнейшее развитие?
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии