search
main
0

Прирожденные лингвисты

…Стали они жить-поживать да добра наживать – так заканчивается большинство русских сказок. И нет, наверное, ни одного ребенка, который бы не спросил маму, кто такой «добран». Это логично – слово «добро» тут использовано в непривычном для малыша значении. И, что важнее, родительный падеж «добра», с точки зрения современных норм, не мотивирован. Малыш, еще не знающий правил, это чувствует. Дети вообще прирожденные лингвисты, если правильно понимать это слово. К сожалению, почему-то в последнее время лингвистика стала синонимом «полиглотства».

Факультеты иностранных языков переименовались в лингвистические, хотя там язык учат, но не изучают. Как применить лингвистику к русскому языку – вообще малопонятно и взрослым, и детям. Хотя определение науки дается в пятом классе и части лингвистики школьники изучают. Но на уроках русского языка упор делается больше на овладение навыками правописания. Часто ребенок считает, что русская грамматика вещь скучная и непонятная. А уж иностранная – и вовсе нелогичная. Просто он не понимает законов, по которым развивается язык, а это понимание ему как раз могла бы дать лингвистика, ведь интересных языковых явлений очень много. Поняв законы своего языка, легче понимать и законы чужого. Обидно, что, родившись «лингвистом», ребенок вырастает человеком, плохо знающим язык.

Вечные вопросы, на которые пытается ответить лингвистика, – что такое язык, как он устроен, как функционирует, как изменяется и развивается – дают большой простор для исследовательской деятельности ребенка. Тем более что эта наука как нельзя лучше подходит к новой школе, находясь на стыке многих наук, – тут и история, и психология, и логика, и теория познания, и математика, и социология, и география. А недавно я прочла, что американские химики проектируют антимикробные препараты при помощи методов лингвистики! Лингвистика включает и наблюдение, и описание фактов, и выдвижение гипотез, и их экспериментальную проверку. Причем, несмотря на то что у малышей нет лингвистики как предмета, им очень интересно ею заниматься. Их врожденный дар проявляется в играх. Игра со словами во всех ее формах: каламбуры, ребусы, шарады, буриме, считалки, загадки, телескопные слова, кроссворды, анаграммы – все это предполагает не только знание правил и умение их применять, но и возможность творчества. Почему взрослые перестают чувствовать поэтику родного языка, почему из речи исчезает игра слов, а с нею и тонкий юмор, почему ушла в прошлое целая «культура буриме»? Увы, плохо играет в словесные игры тот, кто плохо владеет языком.

Я часто предлагаю детям игры в слова на уроках. Еще больше – после уроков, поскольку все мои третьеклашки – члены клуба интеллектуалов «Умники и умницы» городского Дворца детского творчества, а я – их тренер. Это и кроссворды, и чайнворды, и ребусы. Интересны детям лингвистические задачи – они не только требуют ответа, но и дают новые знания. Вообще лингвистические игры помогают многому: расширяют словарный запас, повышают уровень культуры, вырабатывают навыки пользования словарями, учат четко определять цели, а главное – воспитывают вкус к работе со словом.

Правда, занимательной литературы по лингвистике немного. Можно назвать буквально несколько авторов – Г.Александрова, А.Журинский, Т.Ладыженская. Пришлось самой составить сборник кроссвордов, ребусов, задачек. Хотя это как раз дело лингвистов, как и разработка курса лингвистики для средней школы. И не только для уроков русского языка. Например, если нарисовать «лингвистический мешок», можно объединить сразу и изо, и географию, и русский, и историю… А ведь это еще и воспитательные моменты – и уважение к другим культурам, и толерантность. По-моему, лингвистам есть о чем подумать.

Наталья МАЛЫШЕВА, учитель начальных классов лицея №137, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте