search
main
0

Природные данные. С чего начинается Родина

​2017 год был в нашей стране объявлен Годом экологии. Многочисленные мероприятия, проводившиеся под его знаком, позволили подумать о старых и новых формах краеведческой работы.

Идея использования краеведческого компонента для комплексного воспитания подрастающего поколения принадлежит еще К.Д.Ушинскому. Он использовал термин «отечествоведение», вкладывая в это слово понятие комплексной характеристики края, региона проживания, где общественные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения. «Прекрасный ландшафт, – говорил Ушинский, – имеет большее воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».Уже на уровне школьного краеведения мы говорим о роли природы в жизни известных исторических личностей: «Пушкинский дуб», «то самое место, где сам Лермонтов…» и так далее. Существует понятие мемориального пейзажа. Один из них сохранился недалеко от нашей школы, там, где была усадьба Нарышкиных, где в отрочестве гостил М.Ю.Лермонтов. Здесь пережил первую подростковую влюбленность и был спешно «эвакуирован» строгой бабушкой. Но эта река, обрыв, закат над водой – они-то остались навсегда. Два шага от школы – и мы в лермонтовских местах. Уничтожить этот парк, склоны, огромные дубы – и уйдет память о событиях.В нашем Мазиловском пруду купалась ученица Щепкина Надежда Медведева, знаменитая актриса XIX века, об этом писала в мемуарах знаменитая переводчица Т.С.Щепкина-Куперник. Удивительно, что в двух шагах от Третьего транспортного кольца сохранились и сам пруд, и его экосистема.Уже давно укрепилось понимание краеведения как общественного детского движения, направленного не только на изучение местных ресурсов как дидактического пособия школьной программы, но и как сферы активного приложения деятельности по улучшению местной ситуации: расчистка леса, выявление памятников истории культуры, уход за ними. Так работает экоотряд школы №2101, и его инициативы поддерживает администрация района Фили-Давыдково.Экологическая работа со школьниками ведется по эколого-биологическому и туристско-краеведческому направлениям. Флагман этой работы – Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма. Здесь есть план работы, есть готовые проконсультировать методисты. Центр предлагает множество конкурсов, которые дают возможность не разовой активности, а масштабной и долговременной проектной работы в школе. Например, участвуя в программе «Дети и птицы», мы делали кормушки, экспериментировали с ними, посчитали всех синиц в округе, вели учет уток на пруду, вешали скворечники.В школе №2101 мы всегда стараемся найти баланс между экологией и краеведением в школьной программе «И с этой дороги проселочной», реализующейся под эгидой школьного музея «С чего начинается Родина». Тот же упомянутый выше Мазиловский пруд мы изучали и как экосистему, и как фортификационный участок с сохранившимся ЖБОТом (железобетонной огневой точкой), и как экскурсионный маршрут юных экскурсоводов «Водоемы нашего района». Все эти проекты мы представляли на соответствующих конкурсах МДЮЦ ЭКТ.Связь экологического направления краеведения и краеведческого направления «Природное наследие» с работой нашего школьного музея предельно очевидна. Так, например, мы изучаем возделывание и заготовку растений, пригодных в пищу. К сожалению, в настоящее время традиционное огородничество претерпевает упадок, а ведь оно является составной частью традиционной народной культуры. Мы видим в этой работе большой воспитательный потенциал, так как она полностью основана на отечественной культуре природопользования. Дети знакомятся с народными технологиями выращивания и обработки растительных волокон, изготовления посуды из бересты и древесины, вот и выходят на сцену музейные предметы русского быта.Экология землепользования не является отвлеченной наукой, она тесно связана с повседневной жизнью (декоративное и комнатное цветоводство, огородничество и садоводство, промышленное земледелие). Подчеркнуть связь науки и практики можно, наглядно показав отражение агротехнических наблюдений русского народа в фольклоре.Использование элементов фольклора встречается постоянно: значение растений в жизни человека раскрывается путем использования наглядных пособий и музейных предметов. Дети видят русские вышивки с растительным орнаментом, резьбу и роспись по дереву, вспоминают сказки с растительными мотивами «Петушок и бобовое зернышко», «Покати-горошек», «Боб, соломинка и лапоть», «Путешествие по бобовому стеблю», делают вывод о значении бобовых в жизни русского народа, если уж они попали в сказки и поговорки. Аналогично мы выясняем значение репы на Руси: «Репка», «Вершки и корешки», игра «Вытяни репку», поговорка «Проще пареной репы».В 2017-2018 учебном году школа №2101 «Филевский образовательный центр» с энтузиазмом приняла предложение стать координатором по экологическому воспитанию и школьному краеведению в своем межрайоне, объединяющем школы районов Фили-Давыдково, Филевский Парк и Дорогомилово. Опыт работы внутри своего образовательного комплекса сложился у нас давно и выдержал проверку практикой на этапе взаимной притирки пяти школьных образовательных площадок.Оказалось, данное направление является общим интересом для всех школ нашего МСД №26. Выделить лидера трудно, потому что стремятся к победе все. Пожалуй, открытие года – это морские кадеты, сильные в ботанике и экорисунке. Никто не сомневался, что они знают все о реках, топографические карты читают насквозь, но детальные и яркие рисунки снегирей и синичек привели в восхищение сначала жюри олимпиады «Природа России», а затем и весь зал участников церемонии награждения, мы были просто обязаны поделиться такой красотой со всеми!Удивляет в МСД №26 большое количество практико-ориентированных работ в конкурсе социально значимых экопроектов. Не отвлеченное умничание, а реальный вклад в улучшение жизни своего района, улицы, города. Воспитанники учителей биологии О.В.Юношевой и С.Н.Музыченко из школы №97 озадачены не тайнами океанских глубин, а, казалось бы, такими приземленными вопросами, как чистота местного водоема, раздельный сбор мусора на своем же родном Очаковском шоссе. И это работает!Е.С.Колина с коллегами и воспитанниками ОЦ «Протон» проделали кропотливую работу по анализу почв во дворах своего микрорайона. Первоклассники Е.В.Кузьмина и Н.А.Заикина из школы №2101 ухаживают за лиственницами.Казалось бы, так все мелко и просто. Но это реальная, полезная работа, которая привлекает все больше единомышленников и помощников. Кто-то присоединится на одном этапе, кто-то пойдет до конца, но у всех останется позитивный социальный опыт: «Вот сохраненное мною и товарищами дерево на берегу нами же сохраненного пруда, где мечтал когда-то о будущем вот такой знаменитый человек».На базе школы №2101 – межрайонного координатора экологического воспитания и школьного краеведения – состоялся очередной этап олимпиады «Природа России». Участвовали 250 школьников 5-11-х классов из школ №97, 2101, 67, 1726, 1248, «Протон», «Интеграл», «Интеллектуал», «Навигацкая школа». Задания помимо классических олимпиадных развернутых тестов включали творческий этап и практикум.На творческом этапе участники рисовали экоплакаты, составляли экотексты (стихи, эссе). Большинство участников выбрали актуальную зимой тему «Помогите зимующим птицам». Причем каждый художник отразил эту очевидную мысль по-своему – от романтических открыток с яркими снегирями в рябине до юмористической графики «Ты покормил птиц зимой?!». Некоторые ребята нашли себя в натуралистическом рисунке, который на протяжении столетий до появления фотографии был единственным способом описать и распознать вид животных или растений.Практикум всех поразил. К нам приехали со своими коллекциями методисты Московского детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма. Работа с определением натуральных экспонатов включала палеонтологию, коллекции птиц, млекопитающих и растений.В феврале на базе школы №2101 «Филевский образовательный центр» прошел межрайонный этап городской олимпиады по краеведению. Благодаря сложившемуся сотрудничеству с МДЮЦ ЭКТ участники олимпиады получили возможность поработать с уникальным экспонатным фондом – музейными предметами и раритетными фотографиями из запасников городских музейных фондов.Особое настроение для собравшихся создалось еще в зале, где перед началом состязаний краеведов состоялось награждение в конкурсах, прошедших с начала 2018 года, все в зале напоминало о русских традициях культуры и ее природосообразности.Призы и грамоты получили лауреаты межрайонных этапов конкурса исследовательских работ «Отечество». Порадовало, что все участники глубоко погружены в тематику представленных работ. Юные пожарные из школы №97 исследовали историю своего движения ДЮП начиная с XIX века. Юный моряк нашел достойнейший образец для подражания в биографии своего сверстника далеких лет Великой Отечественной – юного морского пехотинца и проследил его боевой и жизненный путь. В школе №2101 есть медицинские классы, они представили работы о партизанском лазарете в 1941 году и о медицине в войне 1812 года.Финалисты конкурса фоторабот «Покажите мне Москву» поразили жюри настолько, что работы лауреатов были продемонстрированы всему залу на экране. Москва – удивительный, многоликий город, всегда новый!Олимпиада «Природа России» не только стала главным событием января 2018 года в МСД №26, но и дала ярких победителей в области литературного и художественного творчества, а также выявила лучших знатоков природы нашей страны.Кубки, подарки, фото на память… И вот жеребьевка номинаций краеведов из старинной пожарной каски и старт олимпиады по краеведению.Призы найдут своих обладателей 13 марта на компетентностной олимпиаде, которая покажет, насколько прочны и гибки знания, насколько сформирована важнейшая жизнеобеспечивающая компетенция нашего времени – умение работать в слаженной команде на общий результат.Ведь наша планета – это космический корабль, подводная лодка, маленький хрупкий островок жизни, пересесть с которого на новый и комфортабельный не получится.Людмила СКРИПНИК,руководитель краеведческого музея «С чего начинается Родина» школы №2101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте