Включение в уроки химии элементов экологических знаний, расчетных задач с экологическим содержанием, лабораторных опытов позволяет развивать у учеников “экологическое чутье”, возможность предвидения тех негативных последствий, которые несет в себе тот или иной вид человеческой деятельности.
Более предметно и глубоко разговор об экологических проблемах своего края может пойти на занятиях в летнем экологическом лагере, отрядах юных друзей природы, экологов. К работе с детьми, как правило, приглашаются учителя биологии, географии, химии, специалисты сельского и лесного хозяйства, Комитета по охране природы. Четко спланированные занятия приносят пользу ребятам, служат воспитанию любви к родной природе, ответственного отношения к окружающей среде, природным богатствам России.
При составлении программы “Химия и окружающая среда” нужно учитывать специфику работы в летнем лагере:
. разновозрастный состав детей с различным уровнем химической подготовки требует построения занятий таким образом, чтобы материал был доступен и интересен каждому юному экологу;
. кратковременность работы по программе в течение одной летней смены не позволяет изучить экологические проблемы в полном объеме. Здесь ставится задача обозначить проблему, наметить возможные пути ее решения, вызвать интерес, а детальное ее рассмотрение перенести на занятия в школьных кружках, факультативах, уроках экологии;
. занятия по программе не должны ограничиваться только химическими знаниями, а, напротив, включать в себя все те взаимосвязи, которые существуют между предметами естественно-научного цикла;
. каждое занятие – разумное сочетание теории и практики, ибо “ум заключается не только в знании, но в умении прилагать знания на деле…” (Аристотель).
Как правило, занятия по данной программе вызывают интерес у школьников, позволяют совершенствовать экспериментальные умения и навыки, формируют правильное отношение к природе.
Тематическое планирование курса “Химия и окружающая среда”
Тема 1. Техника химического эксперимента.
Занятие 1. Оборудование и реактивы. Правила техники безопасности при выполнении экспериментальных работ.
На этом занятии школьники должны познакомиться с правилами техники безопасности при проведении эксперимента, подготовить посуду и реактивы для исследований и отбора проб.
Занятие 2. Техника лабораторных работ.
Ученики работают в лаборатории, осваивая приемы работы (титрование, пользование мерной посудой, отбор образцов воды, почвы, растений для исследований), определяют объекты для мониторинга, отмечают их условными знаками на плане микрорайона.
Тема 2. Вода.
Занятие 1(3). Вода как растворитель. Жесткость воды.
Это занятие посвящено изучению воды как растворителя; дети знакомятся с понятием “жесткость воды”, ее влиянием на жизнь обитателей водоема. В ходе практической работы определяют карбонатную жесткость воды различных источников.
Занятие 2(4). Органические вещества – основные загрязнители воды. Предельно допустимые концентрации (ПДК).
Школьники под руководством учителя по статистическим данным определяют источники загрязнения воды органическими веществами, их предельно допустимыми концентрациями, данными Комитета по охране природы о содержании некоторых органических веществ в водах своего района. Затем проводится практическое определение окисляемости воды как главного показателя загрязненности органическими веществами.
Тема 3. Почва.
Занятие 1(5). Почва и ее состав.
Занятие 2(6). Свойства почвы: буферность и кислотность.
Следующие два занятия посвящены исследованию состояния почвы: определяются ее механический состав, буферность и кислотность почвы. Ребята знакомятся с работой прибора Алямовского, готовят предложения по улучшению плодородия почвы.
Тема 4. Воздух.
Занятие 1(7). Состав воздуха. Основные загрязнители атмосферы.
С составом воздуха ученики знакомы, для них более важное значение имеют знания о примесях, их источниках, влиянии на жизнь и здоровье человека. Во время групповой работы на местности дети оценивают запыленность воздуха в разных местах микрорайона, на разном удалении от промышленных предприятий и автодорог.
Занятие 2(8). “Кислотные дожди”: образование, влияние на окружающую среду и деятельность человека.
После рассмотрения теоретических вопросов, связанных с таким загрязнением атмосферы, ребята моделируют установку для демонстрации явления “кислотных осадков” на занятиях в школе.
Занятие 3(9). Транспорт и окружающая среда.
По статистическим материалам ученики знакомятся с составом выхлопных газов и их влиянием на растительное сообщество придорожных территорий, обсуждают проблему перехода транспорта на экологически безопасные виды топлива. В доказательство проводят качественное определение солей свинца в растениях, растущих возле дорог.
Итоговое занятие 10. Экологические проблемы нашего края.
На этом занятии подводятся итоги работы. Обсуждается состояние природы в исследуемом районе, предлагаются пути решения экологических проблем, составляется картосхема района с указанием экологически неблагоприятных районов.
Разные занятия предусматривают различные виды деятельности учащихся и вместе с тем служат одной цели – формированию ответственного отношения к природе, грамотного природопользования. И химия вкупе с другими науками может сыграть здесь не последнюю роль.
Ольга СОКОЛОВА,
учитель химии средней школы N 1
г. Мантуров,
Костромская область
Комментарии