search
main
0

Природа плюс искусство. Чтобы экологические идеи стали органичной составляющей человека, нужно опираться не только на знания, но и на эмоции

Однажды в лифте многоэтажного дома я увидела объявление, которое и умилило, и расстроило. «Потерялся хорек. Характер тяжелый: вести себя не умеет, детей покусывает, повсюду наводит беспорядок. Но без него не может жить хорчиха! Прошу, верните, спасите семью!»

Об этом объявлении (которое, к слову, провисело недолго, надеюсь, семью удалось восстановить) мне напомнила тема выступления одного из участников конкурса «Я меняю мир вокруг себя». Агитбригада 82-го челябинского лицея со сцены Дворца детского творчества рассказывала о судьбах экзотических животных, которых заводят ради любопытства, а потом не в силах справиться со сложностями содержания выбрасывают. Правда, крокодилов или пингвинов встречать на уральских дорогах не приходилось, но домашние кролики, даже такие ценные, как шиншиллы, порой оказываются в непривычных им «диких» условиях городских улиц; специалисты знают случаи, когда пираний выпускали в наши реки. Сюжет, подкрепленный видеорядом и музыкой, произвел на зрителей огромное впечатление, задел за живое.Конкурс традиционно проводится в Челябинске в конце года. В этом году в нем приняли участие 68 образовательных учреждений города. Средствами искусства дети разного возраста рассказывают о природе, об экологических проблемах, которые их волнуют. Сначала театры, агитбригады, ансамбли соревнуются на уровне районов, затем члены комиссии просматривают выступления лучших и отбирают на гала-концерт. На сцене побывало около полутысячи ребят, еще больше смотрели их выступления в зале.«Я меняю мир вокруг себя» – лишь одно из мероприятий (а их около 20 за год) экологического марафона, который уже в пятый раз проводит муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Челябинска «Экологический центр». А еще это «Цветущий город» – конкурс по благоустройству территорий, «Юные цветоводы», «Тропинка» – для ребят начальной школы, конкурсы исследовательских работ «Химический калейдоскоп» и «Малахитовая шкатулка». Есть соревнование и для дошкольников – «Маленький принц», в ходе которого детки, в основном из подготовительных групп, знакомятся с правилами взаимодействия с природой, изучают комнатные растения и домашних животных, учатся ухаживать за «теми, кого приручили». Активно участвуют в конкурсах рисунков и фотографий на самые разные темы, например, «Мы пришли в зоопарк».Экологический марафон стартует в сентябре, сейчас он в разгаре. Одно из заключительных и самых популярных мероприятий – майские соревнования «Папа, мама, я – экологическая семья» (бабушкам-дедушкам участвовать не возбраняется!). На открытых площадках родители вместе с детьми демонстрируют знание природных объектов Южного Урала, обитателей здешних лесов, животных и птиц, умение разбираться в ядовитых и съедобных растениях, а также практические навыки, необходимые в путешествиях по родному краю: быстро и надежно поставить палатку, развести костер и, конечно, спеть у костра!Заместитель директора Экологического центра, руководитель городского методического объединения по эколого-биологическому направлению, почетный работник образования Наталья Петровна Парфенова основную задачу деятельности центра определяет как содействие экологическому образованию и мышлению юных граждан. Смысл понятия «экология» не ограничивается бытовым восприятием как защита природы, он шире, глобальнее. Экология касается взаимосвязей на разных уровнях: человека с окружающей средой, сообществ живых организмов друг с другом; можно сказать так: это искусство взаимодействия всех со всеми.- Когда я работаю с детьми, я предлагаю им расшифровать название своего учебно-воспитательного курса «Эко-до». Первая часть обычно всем понятна. А что означает вторая? Кто-то предлагает вариант «Дом», кто-то говорит «Доброта», «Дорога». Все так, все версии работают. Но можно воспринимать частицу «до» как некую точку невозврата. Человек долго и давно, не задумываясь о последствиях, грубо, только в угоду собственным интересам, взаимодействует с природой. Но и природа может ответить ему тем же…В конкретном проявлении деятельность Экологического центра включает в себя, во-первых, реализацию образовательных программ для детей от 5 до 18 лет по 25 направлениям, связанным с биологией, географией, краеведением, туризмом. Вот некоторые из них: экобиофизика, занимательная биология, увлекательный мир в окуляре микроскопа… Во-вторых, непосредственные действия, направленные на помощь окружающей природе, собранные «идейным пучком» в экологический марафон, в котором задействованы в общей сложности около 10 тысяч челябинских детей. В-третьих, подготовку педагогов школ и учреждений дополнительного образования для ведения данной работы.В последних числах ноября 20 самых активных педагогов собрались на интерактивный семинар, который проводился в районе города Кыштым. Учителя «вышли на тропу»: не войны – мира. Побывали в слюдородных штольнях, посмотрели, как производилась добыча кварца, спустились в пещеру, посетили дом Демидова. Теперь они смогут привести сюда, на охраняемую природно-историческую территорию, своих учеников и не только пройти уже проложенным и освоенным маршрутом, но и напитать детей богатой информацией, в том числе касающейся происхождения названий здешних поселений.Система экологического образования опирается не только на разум, но и на чувство. Тогда его идеи проникают в сознание человека глубоко и прочно.Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте