Цель: раскрыть сущность конституционной обязанности гражданина – охранять природу.
Задачи: развить представления учащихся об экологических проблемах страны;
показать основные направления охраны природы;
раскрыть некоторые аспекты ответственности за нарушение в сфере охраны природы.
Эпиграфы к уроку
“Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется”.
(Ф. Бэкон)
“Вредный совет” Г. Остера
Если ты решил в походе
скушать баночку тушенки,
не раздумывая долго,
топором ее открой.
А потом кусочки банки
разбросай по всей округе,
чтобы будущим туристам
было вспоминать о ком!
Оформление
Карта путешествия с остановками и заданиями; карточки для групп для путешествия.
Оформление класса
Аудиоаппаратура, записи песен с тематикой походных песен.
3 рюкзака.
Класс поделить на три группы.
Плакаты развешиваются по всему классу:
“Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок”.
(Р. Эмерсон)
“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает”.
(А. Франс)
Ход урока
Учитель:
Ребята! Сегодня мы будем говорить о природе, и урок я хотела бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери: “Проснувшись утром, первым делом приведи в порядок планету!”.
И мы с вами отправляемся в поход, не простой поход, а экологический, но какой бы он ни был, я думаю, он будет интересным и полезным. Но в поход всегда идут с хорошими надежными друзьями, поэтому командирам трех групп необходимо выбрать себе команду. (Проводится игра.)
Игра: подбор команды для похода. Командир ищет себе заместителя, заместитель – повара, повар – медсестру, медсестра – интенданта, интендант – ответственного за маршрут и т.д.
Итак, мы отправляемся в поход, будем делать привалы, “идти” дальше. Поход экологический. А что же означает “экология” – это наука о доме, о жилище. Под жилищем понимается окружающая человека природа. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т.е. в природе, с охраной природы.
Учитель читает текст:
Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор. В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнено Черное море. Реку Дунай называют “сточной канавой Европы”.
Это одна из нескольких проблем в мире, а мы отправляемся в путь. Звучит музыка. Вот, ребята, перед нами мостик через реку, мост небольшой, и его надо отремонтировать, а отремонтировать вы его сможете, если расскажете о проблемах в нашем крае.
1) Переправа через мост
(ремонт моста)
Каждая группа придумывает свой рассказ, используя литературу, газеты. В нем сообщается о проблемах в нашем Тверском крае.
Та команда, которая лучше изложит материал, двигается быстрее к следующему пункту.
Пример:
“Чистый родник” (рассказать о “зеленых” в мире и России).
“Чистые пруды” (назвать книги, где поднимается эта проблема).
“Ручей-змеевик” (вспомнить половицы и поговорки о природе).
“Озеро голубой воды” (составить рекламный ролик о необходимости охраны природы).
“Лесная дубрава” (придумать афоризм со словом “природа”. Природа – это …).
Учитель: Многие знают об экологических проблемах, но не все представляют, как их решать. Чаще всего на эти вопросы о защите природы отвечают так: закрыть, запретить, уволить, наказать, судить. Но человек не может обходиться без услуг природы, к тому же есть экономические задачи, которые не решить без использования природных богатств.
Привал у деревни Прибайкальская
Много лет среди ученых, писателей, общественности идут горячие споры о том вреде, который наносит уникальному озеру Байкал местный целлюлозно-бумажный комбинат. Весь город живет только потому, что стране нужна целлюлоза и бумага. Если комбинат закроют, что станет с людьми?
Вопросы участникам похода
Что, на ваш взгляд, нужно предпринять для спасения Байкала в этой ситуации? Чем люди будут заниматься, если закрыть комбинат?
Река Чистюлька
Переплыть можно лишь в том случае, если перечислишь меры, которые позволят не загрязнять ее.
Учитель: Ученые считают, что на состояние экологии в современном государстве влияет много обстоятельств: политические, экономические, юридические, международные факторы. Каким образом? Приведите свои доводы.
Второй привал
(проблемный)
Нужно сформулировать несколько наиболее важных проблем, которые сегодня необходимо решать.
Дерево принятия решения
Каждая группа предлагает свои пути решения неотложных проблем.
Маршрут “Березовая роща”
Каждая команда готовит рассказ о пользе лесов, приводит свои примеры их гибели и сокращения площадей.
В заключение урока можно провести тест “Познай себя”.
Провести игру “Что для меня значит природа”.
Учитель подводит итог турпохода и называет группу, которая быстрее других вернулась из похода, пройдя все этапы.
Во время игры все передвижения отмечаются на карте для наглядности.
Ирина ЩЕПЕТОВА,
учитель граждановедения
Тверь
Комментарии