search
main
0

Природа хрупка

Забота о ней нас объединяет

Экологическое воспитание является составной частью воспитания человека. Именно от воспитания зависит то, каким будет видеть человек этот мир, и именно воспитание определяет то, будет ли он ценить и беречь то, что его окружает.

 

Глобальные изменения климата, неурожаи и деградация почв – все это может привести к тому, что человечество не сможет существовать. Можем ли мы исправить ситуацию за счет тех же новых технологий? Бесспорно, новые технологии помогают справляться со многими проблемами, но скорость их развития отстает от скорости роста человеческих потребностей. Поэтому экологическое воспитание является тем самым необходимым звеном, для того чтобы человечество смогло успеть произвести технологии, способные спасти его от экологических бедствий.

Экологическое воспитание должно происходить непрерывно. Оно начинается в семье, когда ребенок ориентируется на поведение своих родителей – смотрит, как они относятся к окружающей среде, всему живому, как ведут себя дома, экономят ли ресурсы.

Но уже в 2‑3‑летнем возрасте ребенок уходит в дошкольное отделение и большую часть дня проводит в группе с воспитателями. Здесь важно не упустить момент и вовлечь его в воспитательные мероприятия, касающиеся экологической тематики. Уже в самом младшем возрасте ребятам показывают, насколько хрупка природа, и демонстрируют красоту растений и животных. Только через приобщение, восхищение и эмоциональную связь ребенок сможет по-настоящему полюбить природу и захотеть беречь ее. Важно приобщать ребенка и к трудовой деятельности на благо окружа­ющей среды. Дошколята могут поливать цветы или следить, чтобы их товарищи не топтали траву, делать кормушки для птиц.

При переходе в начальную школу воспитывающая функция уроков крайне важна, потому что именно на уроке ребята максимально сосредоточены на получении новых знаний. Во внеучебной деятельности серьезное внимание уделяется экскурсиям на особо охраняемые природные территории совместно с Мосприродой, посещению эколого-просветительских центров, в которых на интерактивных занятиях можно прикоснуться к природным объектам, осознать, как реализуется ресурсо­сбережение, попробовать рассортировать отходы и сделать экоквартиру.

В 5‑9‑х классах важно формировать в школе экологические клубы и объединения. В таких группах все ребята объединены общей идеей бережного отношения к природе. Они делают практико-ориентированные проекты, занимаются эковолонтерством, участвуют в акциях. Также в средней школе идет активная подготовка к Московской олимпиаде школьников по экологии, где часть заданий являются кейсовыми, направленными на решение экологических проблем.

В 9‑11‑х классах серьезную роль играют занятия на базе технопарков. Хорошо оборудованные технопарки при вузах Москвы позволяют создать серьезный экологический проект и даже инновационную разработку. Данные разработки позволяют учащимся понять, что экология – это комплексная наука, в которую входят физика, химия, робототехника, математика, биология, география, обществознание, что для глубокого понимания экологических процессов необходимы прочные знания по всем наукам.

В ходе экологического воспитания учащиеся осознают важность качественного обучения по всем учебным дисциплинам, лучше понимают метапредметные связи, в результате чего повышается их общая успеваемость. Также в 9‑11‑х классах ребята активно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, попадая в крупное всероссийское сообщество экологов. В этом сообществе они объединены общей идеей и в полной мере реализуют практико-ориентированный подход. Многие, пройдя путь от детского сада до старшей школы, выбирают для себя экологические специальности и становятся экологами. Ряд ребят выбирают другую траекторию – выходят во взрослую жизнь с четким осознанием, что можно не быть экологом по профессии, но в любой профессии обладать экологическими знаниями. Такие специалисты ценны в всех областях, потому что свои проекты они будут реализовывать с оглядкой на сохранение нашей прекрасной планеты.

Мария ГУРЕЕВА, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам школы №14

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте