Одной из актуальных задач современного образования является подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Поэтому профориентация обучающихся в современных экономических условиях становится частью образовательного процесса, способствует формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом реальных потребностей общества. Старшая ступень общего образования ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В этот период обучения предполагается более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями относительно продолжения образования.
Значимость работы по профессиональной ориентации обучающихся отмечается как в международных, так и в федеральных нормативных документах. Проблемам формирования профессионального самоопределения обучающихся посвящены исследования С.Н.Чистяковой, Н.Э.Касаткиной, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Э.Ф.Зеера, Н.С.Пряжникова и др.Наша образовательная организация с 2009 года осуществляет программу развития «Школа – ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников», разработанную на основе анализа внутренней и внешней среды пяти школ трех районов города (СОШ №27, СОШ №30, ООШ №35, ООШ №15, ООШ №16). Данная программа способствует решению проблемы интеграции образовательных усилий школ окраинного района города в единый ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках единого образовательного пространства на базе СОШ №27 с целью успешного самоопределения и адаптации выпускника средней школы. Для обучающихся 9‑х классов предпрофильная подготовка включает в себя уточнение индивидуальных запросов через курсы по выбору, профориентационную работу, индивидуальное и групповое консультирование. В рамках осуществления деятельности ресурсного центра привлекается широкий круг социальных партнеров. В их числе организации дополнительного образования, профессионального образования, Центр занятости населения г. Киселевска, учреждения культуры, общественные организации, предприятия города.Проведенное нами в 2014 году исследование профессиональных предпочтений обучающихся 9‑11‑х классов позволило выявить ряд противоречий в сознании и поведении обучающихся, связывающих ценность образования с его статусной функцией и в меньшей мере с ценностью самих знаний; наблюдался рост абстрактных ориентаций на профессиональное образование при отложенном выборе профессии. Менее всего старшеклассников интересовали рабочие профессии. Ручной монотонный труд на производстве не был отмечен в числе профессиональных предпочтений старшеклассников. Их в большей степени интересовали профессии бухгалтера, экономиста, менеджера, юриста. Это отражалось и на выборе профиля обучения девятиклассниками. Наибольшей популярностью с 2009 по 2014 год пользовался социально-гуманитарный профиль обучения. Количество выпускников основной школы, выбравших информационно-технологический и физико-математический профили, позволяло сформировать только подгруппы в рамках одного класса. Вместе с тем анализ рынка труда в Кузбассе показывает нехватку квалифицированных молодых кадров рабочих специальностей, инженерно-технических специалистов.В числе причин, затрудняющих выбор профессиональных намерений обучающихся, мы выявили следующие: отсутствие знаний о существующем перечне профессий; недостаточная осведомленность обучающихся (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях; отсутствие знаний о ситуации на рынке труда и перспективах его изменений.Именно поэтому было принято решение о внесении изменений в программу деятельности ресурсного центра СОШ №27.В системе профориентационной работы, на наш взгляд, особое значение приобретает изучение географии. Именно в курсе географии обучающиеся больше всего сталкиваются с экономическими понятиями и категориями, рассматривают влияние природных и экономических факторов на все стороны деятельности человека (организация политической карты, расселение и обычаи людей, размещение производств и развитие экономики стран в целом), изучают последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и как итог изменения в современном обществе. Современный мир меняется быстро. Мир профессий тоже стремительно изменяется. Мода на профессии и действительная ситуация на рынке труда не всегда одно и то же. Поэтому урок географии – прекрасная возможность дать учащимся элементарные общегеографические знания, которые не сузили бы их выбор профессии, а, наоборот, расширили его.Цель: создание условий для осознанного выбора профессии учащимися с учетом своих индивидуальных качеств, общих и специальных способностей, профессиональных предпочтений, особенностей регионального рынка труда средствами изучения географии.Новизна представляемого опыта заключается в компетентностном подходе к организации образовательной деятельности с целью повышения качества географического образования и формирования устойчивых мотивов профессионального выбора.География – единственный в школьном образовании предмет, объединяющий в своем содержании триаду «природа – человек – хозяйство». Уже с первых тем в 5‑х классах происходит знакомство учеников с науками, без которых не могли бы существовать многие профессии. Именно на уроках географии хорошо прослеживается профориентационная работа учителя, где он представляет многообразие профессий, связанных с этой наукой. Учитель – это первый для ученика представитель своей профессии, который может оказать влияние на выбор его будущей профессии. Ориентируясь на квалификационные признаки (предмет, средства, условия труда), можно помочь ученику не только разобраться в своих интересах и склонностях, но и ознакомить с требованиями, которые предъявляет человеку та или иная профессия. Задача учителя – дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности. Наибольшим потенциалом для организации профориентационной работы обладает содержание программы по географии в 9‑м классе. Разработан цикл уроков, в которые включен материал о профессиях, востребованных на рынке труда Кузбасса, учебных заведениях региона, подготавливающих данных специалистов. Кроме того, создан банк заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, Всероссийского географического диктанта, содержание которых позволит учащимся ознакомиться с особенностями экономики, хозяйства и рынка труда Кемеровской области.Современный урок географии – это еще и возможность осветить острую на сегодняшний день для нашей области проблему развития моногородов и связанные с ней риски на рынке труда. Сегодня наблюдается отток выпускников в учебные заведения других регионов нашей страны. Это связано с тем, что школьники не видят своих дальнейших перспектив в условиях монопрофильности экономики Кемеровской области. На уроках географии необходимо ознакомить обучающихся с проблемой развития моногородов и связанными с ней рисками на рынке труда, отследить новейшие изменения на региональном рынке труда с учетом трансформации хозяйственной жизни многих территорий Кузбасса к многопрофильной структуре, помочь построить ученикам свою дальнейшую образовательную траекторию. Данную проблему можно изучать на примере знакомства с Комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода Киселевска. Разработаны задания, предполагающие анализ содержания данного источника, расчет изменений в структуре экономики города, определение общего количества новых рабочих мест, анализ востребованности квалифицированных специалистов с учетом планируемого развития кластеров химической, металлообрабатывающей, машиностроительной, пищевой, строительной промышленности и сельского хозяйства. Все это позволяет не только сориентировать учащихся в вопросах динамики экономического развития и местного рынка труда, но и усиливает практическую направленность предмета географии, повышает мотивацию к ее изучению, положительно сказывается на качестве географического образования.Для успешного решения поставленных задач установлены тесные контакты с естественно-географическим факультетом НФИ КемГУ. Использование единого образовательного пространства школы и вуза обеспечивает преемственность в содержании, методах, педагогических технологиях образования на этапах довузовской подготовки. На базе нашей школы преподаватели ЕГФ НФИ КемГУ проводят занятия с одаренными детьми, занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии, семинары для учителей географии. Тематика семинаров актуальна и разнообразна: «Подготовка учащихся 9‑11‑х классов к олимпиадам и ЕГЭ по географии», «От знаниевой парадигмы к системно-деятельностной: современные приемы и методы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии», «Проектная работа и углубленная подготовка к олимпиадам, ЕГЭ/ОГЭ», «Типичные ошибки на ГИА по географии и пути их недопущения» и др. Возможность принять участие в таких мероприятиях имеют все заинтересованные дети и учителя географии Киселевска. Такое сотрудничество не только обеспечивает рост числа абитуриентов данного вуза, но и позволяет поддерживать уровень географического образования в городе на высоком уровне.На наш взгляд, на данном этапе максимальную эффективность приобретает такая форма работы, как использование профессиональных проб. Задача проведения профессиональных проб состоит в ознакомлении учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников различных отраслей хозяйства, в формировании допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы, в развитии интереса к конкретной профессиональной сфере. Профессиональные пробы по программе «Горные специальности» проводятся на базе ГПОУ «Киселевский горный техникум». Пробы, связанные с содержанием учебного предмета «География», внедряются на элективных курсах и курсах по выбору в 9‑м классе. Используем разработанные и апробированные профессиональные пробы доктора педагогических наук, профессора, преподавателя НФИ КемГУ И.В.Шимлиной. Разработанные ею пробы позволяют непосредственно в ходе занятия соотнести имеющиеся склонности и способности учащегося с требованиями, предъявляемыми профессией. В ходе выполнения проб предлагается использовать информационные карты пробы, предназначенные для самостоятельного выполнения учащимися какого-либо задания, конструирования простейшего оборудования для работы, демонстрации вида готового объекта, схемы вычислений и др. На данный момент проведены следующие профессиональные пробы: «Геодезист», «Картограф», «Геолог», «Геоморфолог», «Гидролог», «Метеоролог», «Климатолог», «Почвовед», «Геоботаник», «Ориентирование в походе», «Демограф».Выбору дальнейшего жизненного пути способствуют и другие формы внеурочной деятельности. Наиболее емким и разносторонним можно считать применение метода исследований и проектов географо-краеведческой направленности. Обучающиеся создают исследовательские и проектные работы научной и практической направленности, что позволяет получить определенное количество знаний и навыков, которые подготовят к осмысленному выбору профессии.Профессиональному самоопределению могут успешно способствовать экскурсии на предприятия и в музеи города. Многие обучающиеся активно работают в музее нашей школы, пробуют свои силы в поисковых группах, в работе совета музея. Каждый год ребята принимают участие в городской олимпиаде по основам музейного дела, в городском конкурсе экскурсоводов музеев образовательных организаций, краеведческих конкурсах, занимая призовые места. Так, команда нашей школы на протяжении пяти лет занимает призовые места в городских интеллектуально-краеведческих играх и краеведческой олимпиаде.Профориентационная работа на уроках географии позволяет преодолеть противоречия между стихийностью процессов освоения и применения на практике профориентационных знаний, умений, навыков и необходимостью сознательного управления ими. То есть позволяет решить задачу освоения нового, его применения и достижения результата. Результативность работы по профессиональному ориентированию учащихся с учетом регионального рынка труда на уроках географии может быть оценена по нескольким параметрам: положительная динамика количества выпускников, выбравших на ГИА географию, положительная динамика качественной успеваемости по предмету, увеличение количества выпускников, продолжающих профессиональное обучение в образовательных организациях Кемеровской области, рост количества победителей и призеров олимпиад, конференций, конкурсов, увеличение числа выпускников, выбравших профессии, связанные с географией.Профориентационная работа изменяет отношение учащихся к изучению географии, позволяет им увидеть практическую полезность знаний по предмету. Это в свою очередь влияет и на более осознанный выбор географии на ГИА.Так, по результатам государственной итоговой аттестации по географии в форме ЕГЭ и ОГЭ наблюдается положительная динамика результатов: в 2014‑2015 учебном году средний тестовый балл на ЕГЭ составил 54, средняя оценка на ОГЭ – 3,4; в 2015‑2016 учебном году средний тестовый балл на ЕГЭ – 61, средняя оценка на ОГЭ – 3,55; в 2016‑2017 учебном году средний тестовый балл на ЕГЭ – 63, средняя оценка на ОГЭ – 4,5. Я подготовила обучающихся, получивших высокие баллы на ЕГЭ (91 балл, 2013 г., 2014 г.).Результатом работы по профессиональному ориентированию является осознанный выбор учебных заведений области моими учениками (см. табл. 1).Проведенный нами в 2017 году опрос среди учащихся 9‑11‑х классов показал, что: 45% школьников определили свой профессиональный путь и выбрали профессию благодаря профориентационной работе в нашем образовательном учреждении; 30% обучающихся определились самостоятельно; 20% руководствовались советом родственников и друзей; 5% школьников определили свой профессиональный путь благодаря обучению в учреждениях дополнительного образования.Выпускники нашей школы продолжают обучение в учебных заведениях Кемеровской области, выбирая профессии химической, горнодобывающей, машиностроительной, металлургической, пищевой промышленности, востребованные в нашем городе и области. Среди выпускников 13 выбрали профессии экологов, географов, геологов. За качественную подготовку абитуриентов имею благодарственное письмо начальника отдела нового набора и довузовской подготовки КемГУ (2014 г.). Наблюдается прямая зависимость осознанности профессионального самоопределения от знаний обучающихся, полученных при обучении в нашей образовательной организации по программам, ориентированным на региональный рынок труда.Интерес, привитый на уроках географии, способствует расширению кругозора, стимулирует к получению дополнительных знаний, выходящих за рамки учебника. Такие обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях (см. табл. 2).Трудно переоценить важность учебно-исследовательской деятельности для профессионального самоопределения выпускников, так как именно данные виды деятельности дают возможность осуществить пробу своих сил и возможностей через создание конкретного продукта или реализацию определенных функциональных задач в той или иной сфере профессиональной деятельности (см. табл. 3).В школьном музее было оформлено несколько выставок, касающихся истории и палеонтологии нашей области (например, «Кузнецкие динозавры», «Чем богата наша область» и другие), а также виртуальные экскурсии, отмеченные на городском конкурсе экскурсоводов.Таким образом, данная система работы приводит к следующим результатам: расширению информационного поля учащихся о спектре профессий, востребованных в регионе; формированию адекватной системы представлений обучающихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг; устойчивому интересу к изучению географии; наличию у обучающихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
умению принимать решение в ситуации профильного и профессионального выбора.
Екатерина МАЛАШЕНКО, учитель географии СОШ №27, Киселёвск, Кемеровская область, лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии