Мои сегодняшние заметки сложились благодаря посещению Пражского зоопарка. Впечатления получила сильные, яркие. В каждом кустике, камушке, в каждой зверушке от мала до велика чувствовалась любовь сотрудников зоопарка к своему делу. Она прочитывалась в оформлении изгородей, дорожек, чистоте вольеров, даже в кладке пола: в цементе, скрепляющем плитки, заметны ракушки. Животные живут (именно живут, а не просто содержатся) в условиях, приближенных к естественной среде обитания. Побывали мы в джунглях, гористой местности, на морском дне, в саванне… А на обратном пути у меня возник вопрос: а мою работу можно промаркировать знаком «приправлено любовью»?
Можно ли прочитать любовь сотрудников к своему делу в результатах нашей работы? И в чем еще это может проявляться? Не входит ли такая маркировка в понятие «профессионал»? То, что каждый учитель и педагог в гимназии работает с полной отдачей, мне понятно давно. Именно поэтому я так ценю свой коллектив. Больше половины наших педагогов работают уже более 15-20 лет, многие – со дня основания гимназии в 1994 году.Не всем вновь приходящим сотрудникам удавалось задерживаться в гимназии. И сегодня я себя спрашиваю: а зачем они устраивались к нам? Не потому ли, что надеялись на легкий результат – дети проходят конкурсный отбор, приходят уже мотивированные на учебу и высокие достижения?Вспоминаю наш последний праздник, 19 октября, – День лицея и Посвящение в гимназисты. В воскресенье, перед праздником, в гимназии находились ученики – 7-я параллель в полном составе, репетировали «Полонез» и постановку. 11-я параллель ставила спектакль по чеховским произведениям, другие оформляли помещение. Были учителя, классные руководители, родители, директор и его заместители. И никто не сетовал на потраченный выходной. Вместе было здорово, вместе мы любили свою гимназию, любили дело, ради которого собрались, и, безусловно, верили в его успех. И в день праздника маркировка «приправлено любовью» была очевидна. А можно ли ее присвоить каждодневному труду каждого гимназического учителя?В результатах анкетных опросов, которые проводятся регулярно среди родителей и выпускников, уже много лет отмечается, что в гимназии присутствует особый дух. И это особая ценность. Может быть, этот дух и есть та самая маркировка? Скорее всего, высокая профессиональная компетентность любого специалиста невозможна без трепетного отношения к своему делу. Именно такое отношение задает высокую планку внутренних критериев качества своего труда. Может быть, тогда особенно важно, чтобы ученики не только постигали знания и учились учиться, но и видели эту любовь к своей профессии, которую ежедневно и самоотверженно транслируют им их учителя? Это совсем не значит, что ради профессии необходимо отказываться от личной жизни и саморазвития вне профессии, но если искренне любить свое дело, это дело будет светиться изнутри, включая все его окрестности, захватывая всю личность педагога, и это обязательно найдет отклик в детских сердечках.Маркировку «приправлено любовью» можно заметить в любой работе: в кафе, на катке, в поликлинике, в магазине. К сожалению, не так часто. И ни один экономический показатель с этим не справится. Наверное, важно, чтобы с подобным отношением к своему делу взрослеющие дети встретились в своей жизни. Это отношение, как сама культура, присваивается только методом погружения. Я за высокий профессионализм, приправленный любовью.Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область
Комментарии