search
main
0

Приоткрывая кулисы в жизнь

Развивающая среда

Дошкольная группа для малыша – целый маленький и в то же время такой огромный мир. В этом мире дошкольник живет, играет, исследует и познает, учится дружить, совершает свои первые открытия, впитывает культуру и традиции родной страны. Ценности и ориентиры, заложенные в этот период, станут основой для формиру­ющейся личности маленького человека на всю дальнейшую жизнь.

Какой же должна быть среда, окружающая ребенка в дошкольной группе? А главное, какой взрослый способен достойно справиться с такой важной задачей – воспитать личность?

Школа №1504 представляет свой опыт участия в уникальном городском проекте «Дошкольное пространство без границ». Суть этого проекта заключается в переходе от привычного деления дошкольной группы на зоны по сферам деятельности (спальня, игровая, зона для занятий) к единому пространству без закрытых дверей, где все предметы для творчества, игры и экспериментирования всегда доступны ребенку, где назначение каждой части пространства ограничивается только желанием и фантазией детей, а мебель сама по себе является конструктором. Такая организация развивающей предметно-пространственной среды способствует проявлению детской инициативы, индивидуальности, невероятно расширяются возможности для развития интеллектуально-познавательных способностей детей, открываются границы творческого поиска и профессионального роста для педагога.

Современное развивающее пространство для детей предусматривает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов ребенка и его возможностей. Здесь нет установленного зонирования и закрепленных способов использования предметов. Именно в таких обстоятельствах даже самый консервативный педагог открывает для себя возможности творческого, свежего и непривычного подхода к своей профессиональной деятельности. Гораздо легче организовать с ребятами самый невероятный спектакль, когда за несколько минут подиум в группе превращается в сцену, из трансформируемой мебели сооружается зрительный зал, а передвижные ширмы становятся настоящими театральными кулисами!

Практически все пространство стен, доступное детям, в наших группах «говорящее» – это магнитно-маркерные поверхности, которые заполняются выставками рисунков, схемами и правилами, надписями ребят. Сама развивающая среда помогла нашим педагогам придумать и использовать новый формат, отличный от привычных занятий. Так родилась идея создания буктрейлера – небольшого видеознакомства с автором литературного произведения или книгой, которую предстоит прочитать с ребятами. А как же показать детям такой буктрейлер? Любая стена в группе легко превращается в экран, и вот мы в кинотеатре!

Одна из тропинок к детскому развитию лежит через чтение, литературу, книги. Важнейшей частью наших групп является развивающая читательская среда. Создание удобных мягких зон для чтения и мест для уединения, организация уютных «книжных домиков», совместное чтение с детьми не только в традиционном формате, но и с использованием всех доступных возможностей – все это способствует новому отношению ребенка к книгам.

В наших группах нет закрытых дверей, в том числе и шкафов с секретным, спрятанным от детей содержимым. Методическая литература, взрослые пособия и материалы хранятся в библиотеке и методическом кабинете. У педагогов есть возможность использовать все ресурсы школы, обмениваться опытом, делиться своими педагогическими разработками.

Сотрудничество, общение, обучение и воспитание возможны только в обществе. Именно дошкольная группа для маленького ребенка и является этим детско-взрослым сообществом, где может происходить развитие. В свою очередь, только постоянно развиваясь сам, повышая свой профессиональный уровень, взрослый будет создавать современное, развивающее образовательное пространство для детей.

Илона КОТЛЯР, воспитатель школы №1504

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте