search
main
0

Приоритеты времени. Министр образования и социального развития Ульяновской области Тамара Девяткина рассказывает об опыте реализации национального проекта «Образование»

Наша беседа проходит в канун Нового года. Чем запомнилось прошедшее время? Если посмотреть на педагогический календарь Ульяновской области, получается, чуть ли не каждую неделю проходит крупное событие. Или это конференция сразу двух федеральных округов, или встреча за «круглым столом» с учеными Москвы, или семинар работников дошкольных образовательных учреждений, в котором, кроме ульяновских специалистов, участвуют коллеги из Чувашии, Татарстана, Самарской области…

– Тамара Владимировна, как формируется этот календарь?

– В образовании нет «тихих» периодов, нет такого времени года, когда можно отстраниться от текущих дел, спокойно заняться теоретическим анализом. Только кончается одно, а на пороге – новые события.

Скажу откровенно, одно, даже очень удачное, мероприятие не решит никакую проблему. Об успехе можно говорить после огромного кропотливого труда. Удачное мероприятие может только назвать подходы к решению проблемы, определить направление, в котором следует двигаться.

Нужна система организационных мероприятий, которая охватывает всю работу образовательных учреждений, я бы хотела сразу назвать цель всего, что делается в области, – повысить качество образования. Если эта цель принята педагогами, методистами, руководителями образовательных учреждений, тогда все начинает четко выстраиваться.

Настроить систему на конечный результат было непросто, не могу сказать, что сейчас уже все решено. Наше министерство молодое, действует первый год, хотя лично я в образовании более тридцати лет, так что определенный опыт есть и есть с чем сравнивать.

Вернемся к календарю. Каждое управленческое звено имеет свой график работы, там расписано, что оно делает в предстоящий период. На уровне министерства мы обычно планируем на неделю. Большие мероприятия, естественно, требуют значительных сил, поэтому они могут готовиться и месяц, и два. В последние месяцы проводим все больше мероприятий для работников дошкольных учреждений и классных руководителей. Куда бросить все силы, темы мероприятий подсказывает время, у него свои приоритеты.

– Обратил внимание, что в августе, накануне нового учебного года, у вас почти две недели шли конференции в районах, потом была встреча на областном уровне. Прошли совершенно непривычные события – бизнес-педсовет, областное родительское собрание, посвященное началу учебного года. Как их задумывали?

– Логика всех усилий – привлечь к участию сначала в обсуждении насущных проблем, а потом к их решению как можно больше заинтересованных людей. И второе – дать возможность как можно большему числу специалистов и просто заинтересованных людей высказать свое мнение.

При этом каждый должен быть абсолютно уверен, что его мнение заинтересует, будет услышано и, если поступило действительно полезное предложение, оно обязательно реализуется в делах. Собственно, поэтому мы и стараемся проводить достаточно много разных по форме мероприятий.

В последнее время самые важные из них проходят в режиме видеоконференции. Их видят и слышат во всех сельских районах области, так что если объявлено, например, заседание совета при губернаторе по президентской программе «Образование», то в нем участвуют около полутысячи человек, они собираются у мониторов в администрациях районов. А в Ульяновске в зале заседания правительства находятся только члены совета, их чуть больше двадцати.

Несколько слов о бизнес-педсовете. Меня о нем часто спрашивают коллеги из других регионов. Его готовили у нас сразу три ведомства – Министерство образования и социального развития, Министерство предпринимательства и Министерство региональной политики. К слову, к решению образовательных проблем другие министерства подключаются всегда охотно. В бизнес-педсовете участвовали руководители крупных фирм, в основном частных, которые уже имеют опыт работы с учреждениями образования. Они откровенно говорили, что не решается, что их не устраивает в работе школ, профтехучилищ, предлагали, что хотят видеть. Все бизнесмены и предприниматели сошлись на том, что сейчас все сильнее возникает голод на хорошие кадры – как управленцев, так и рабочих. Их выводы еще раз подтвердили, что школы области взяли верное направление: дети должны хотеть сами учиться как можно лучше. Авторитет отличников подтверждает сама жизнь.

– Сейчас много говорят о проблемах молодежи, а в Ульяновской области эти проблемы уже неплохо решаются, расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

– Проблемы есть у всех возрастных категорий населения.

Например, как подготовить малыша к учебе, чтобы ребенок панически не боялся школы, учителей, плохих оценок, строгих родителей?

Как помочь детям не потерять веру в себя и свои силы, если они отстают по тому или иному предмету, например, потому что часто болеют, пропускают занятия?

Будем откровенны, в наше время и взрослые не всегда знают, как лучше действовать в тех или иных ситуациях. Допустим, предприятие обанкротилось, близко к закрытию, заработную плату задерживают.

У молодежи нет оглядки на прошлое. Вступающим в жизнь предстоит найти свои рабочие места, думать, как выбрать профессию, как реализовать свои возможности.

Подобные проблемы были во все времена, но сейчас, мне кажется, их решать легче. Люди имеют больше выбора и видят, что в первую очередь от их личных усилий зависит результат.

Например, в школах, где есть работоспособные попечительские советы, активно действуют родительские комитеты, регулярно проходят родительские собрания, там и уверенность в будущем есть.

В области в нынешнем году прошло много мероприятий для молодежи, меня больше всего привлекают Дни дублера. В этом году ребята из числа студентов и старшеклассников целых три дня подряд были на рабочих местах руководителей администрации области, министров, руководителей департаментов. За это время они помогли провести совещания, готовили проекты документов, отвечали на звонки, написали предложения для улучшения того или иного управленческого звена. Дни самоуправления регулярно проходят и во всех учебных заведениях области, ребята к ним с увлечением готовятся, это дает им понимание реальной жизни общества.

– Большая дорога начинается с первого шага. С чего начинали ульяновцы, приступая к проекту «Образование»?

– Надо было сразу поднять престиж отличной учебы, авторитет учителя. Скажу честно, не все восприняли эти очевидные вопросы.

Губернатор Сергей Иванович Морозов предложил провести областной слет отличников, пригласить на него всех ребят. Подчеркну – всех до одного отличника! А как их собрать в одном месте, у нас нет такого зала.

Тем не менее на первом слете было около четырех тысяч ребят.

Взрослые беспокоились, как привезти в областной центр младшие классы, чтобы они благополучно добрались из самых отдаленных районов. Организаторы думали, какую предложить интересную программу, чтобы малыши не скучали.

Это только несколько проблем только одного мероприятия – слета отличников. У нас прошло их два, на каждом следующем было больше, чем на предыдущем. Могу утверждать, что сейчас уже отличники задают тон в школах, к ним прислушиваются, они определяют атмосферу в классах. А ведь было, не надо скрывать, что особенно у мальчиков бытовало мнение, что отличник – это обязательно «зубрила», его надо только жалеть, но ни в коем случае не брать с него пример.

В русле повышения качества образования проходят и другие, надо это тоже подчеркнуть, уже ставшие регулярными, традиционными мероприятия – учеба лидеров, конкурсы по школьным предметам, теперь все знают, что и спортивные олимпиады помогают повышать уровень учебы в школе.

Когда у нас начали готовиться к Малым олимпийским играм Приволжского федерального округа, скептиков хватало. Однако игры показали, что спорт у нас сохранен. Олимпийские игры стали ярким праздником, может быть, самым запоминающимся в уходящем году! Олимпийские игры округа прошли осенью, совсем недавно. Этим дело не кончилось. Скоро начнется олимпиада по зимним видам спорта. Уже начинает собираться оргкомитет областной весенней легкоатлетической эстафеты, она проходит уже более шестидесяти лет подряд! На нее приходят и внуки, и правнуки тех, кто выходил на старты в середине прошлого века.

Можно легко подсчитать. В каждой эстафете участвует почти семь тысяч человек. Значит, за прошедшие годы участниками эстафеты было почти полмиллиона ульяновцев. Не люблю цифры, не считаю их главным результатом, но и без цифр порой трудно обойтись.

Были сложности с наставниками, искали идею, как повысить их авторитет? Решили нынешней осенью открыть Аллею славы учителей, на ней представлены имена всех, кто прославил область своим педагогическим мастерством в последние десятилетия. Это почти полтысячи человек. На Аллее славы – фамилии и портреты учителей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда, званий «Народный учитель», «Учитель года»… Это сделано для того, чтобы отдать дань уважения заслуженным людям, еще раз увидеть, какое богатство есть в области – опыт, методическое мастерство настоящих профессионалов.

В следующем году, уверена, будет открыт народный памятник Учителю. Народный, потому что решено построить его на пожертвования. В Симбирске, так раньше назывался город, еще в позапрошлом веке строили памятники с помощью благотворителей. Но собрать имена, открыть памятник, аллею – половина дела. Важно сохранить суть опыта лучших учителей. Важно сделать так, чтобы этим опытом могли пользоваться и следующие поколения. Сейчас такая работа ведется. Она ведется не только на областном уровне, но и в каждой школе. Новые достижения могут появиться только на надежном фундаменте традиций.

– Ваше мнение об особенностях нашего времени?

– Сейчас учителя, педагогические коллективы получили достаточно возможностей, чтобы самостоятельно зарабатывать, улучшать свои условия жизни. Самостоятельность и свобода являются особенностью нашего времени.

Конечно, беспокоит уровень заработной платы, он медленно растет. Однако инициативные люди устраиваются на полторы – две ставки, ищут другие возможности, например, получить грант губернатора на развитие, под интересный инновационный образовательный проект. Хуже, когда нет стремления что-то менять. Впрочем, радует, что такие настроения уходят в прошлое.

В улучшении работы школы все больше участвуют общественные институты, я уже говорила о традиционных – попечительских советах и родительских комитетах. Заявляют о себе новые общественные формирования, нацеленные на работу в школах. Например, в области появился недавно «Совет отцов», он помогает развивать у родителей-мужчин интерес к проблемам школы и учебы детей.

Действуют областное родительское собрание и региональный родительский комитет.

О попечительских советах я уже говорила, эта тема заслуживает большого отдельного разговора. Постоянное внимание попечителям уделяет губернатор Сергей Иванович Морозов. Упомяну еще об одном начинании – сформирована областная ассоциация попечительских советов.

Большой интерес вызвала инициатива «Единой России» – и у нас в области начинает действовать региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».

– Ваши пожелания коллегам, учителям в новом году?

– К традиционным пожеланиям счастья, здоровья, успехов хочу добавить: коллеги, будьте смелее. Наше время нуждается в энтузиастах, увлеченных людях. Не стоит забывать, в педагогике смелость должна уравновешиваться мудростью.

Удачи, дорогие коллеги!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте