search
main
0

Приоритетные проблемы остаются в тени

В самом начале апреля в подмосковном поселке Литвиново состоялся семинар, на котором стартовал новый Международный проект «Гражданское образование: развитие профессионального потенциала», рассчитанный на три года. Цель его – способствовать высокой профессиональной подготовке учителей сегодняшних и будущих, которые были бы способны развивать систему гражданского образования в соответствии с современными социальными и экономическими потребностями страны. Вот только некоторые задачи проекта: подготовить группу преподавателей педвузов и ИПК к осмыслению и внедрению современной концепции, содержания, методов гражданского образования в регионах России. Создать сетевую структуру (организацию) – Национальную тренинговую сеть – для регулярного проведения аналогичных программ на национальном, региональном и местном уровне. Выпустить методические материалы, обеспечивающие работу Национальной тренинговой сети.

Занятия проводили лучшие лекторы, тренеры, высококлассные специалисты по гражданскому образованию из России и США: Евгений Беляков, Виктор Пронькин, Аркадий Гутников, Владимир Пахомов, Наталия Воскресенская, Александр Тубельский, Ефим Коган, Стивен Шехтер, Джон Патрик, Линн Нельсон, Шеннон Маклауд-Ледерер, Марси Тэйлор-Тома, Анатолий Рапопорт и другие. Слушатели познакомились с опытом Самарской региональной системы гражданского образования, обсудили основополагающие идеи содержания и процесса обучения, прослушали проблемные лекции «Оценивание в гражданском образовании», «Публичная (общественная) политика» и другие. Участвовали в дискуссии на тему «Современные взгляды на общественное устройство». Презентации «Трехчастной модели структуры общества. Концепции гражданского общества». С ними было проведено занятие по этапам социального проекта «Гражданин». На «круглом столе» шел разговор о том, «Как изменить работу педагогических вузов и ИПК в системе гражданского образования».

В предпоследний день региональные команды занимались индивидуальным и региональным планированием. Затем состоялась презентация этих планов. У каждой команды свое видение реализации проекта, свои находки, свои идеи. Цель ульяновцев – придать гражданскому образованию официальный статус, сделать его приоритетным в Ульяновской области, разработать свою модель гражданского образования и свою концепцию. Они намерены создать в своих школах демократический уклад. Осуществление данного проекта поможет учащимся пройти путь социализации за годы учебы. Конечно, всех этих задач не решить без подготовки специалистов в педвузе и педколледжах, без вооружения их активными и интерактивными методами. Учитель должен выступать проводником идей демократии, свободного выбора, ответственности.

Команда из Астрахани сначала поделилась тем опытом гражданского воспитания в регионе, который уже есть. Здесь граждановеды работают в тесном контакте с аппаратом уполномоченного по правам человека. Образ активного гражданина на астраханской земле формируется не только на уроках граждановедения, но и на занятиях истории, литературы, иностранного языка, где дети тоже знакомятся с гражданскими компетенциями.

Что намерены делать астраханцы, работая в новом проекте? Провести цикл семинаров для учителей, используя интерактивные методы. Более широко вводить социальное проектирование, в том числе и среди студенчества, опыт этого уже есть. Летом будет открыт лагерь для юных омбудсменов.

Самая многочисленная команда из Брянской области сначала представила свой опыт, а он здесь значительный, разнообразный по направлениям.

В этой территории еще несколько лет назад сложилось содружество пединститута, ИПИ. Год назад к ним присоединился центр гражданского образования. Все это время граждановеды выпускали учебные пособия, которые известны и используются во многих регионах страны. Произошло включение дошкольного образования в общую систему подготовки граждан. В первом классе детей обучают по книге «По родному краю», во-втором – «Природа родного края», в третьем преподается «История родного края».

Намечается в ближайшее время создать родительский всеобуч, чтобы семья была подготовлена к восприятию новых идей. Будут созданы пилотные школы по системе демократического уклада. Расширится работа по социальному проектированию и школьному самоуправлению. В педвузе намечается внедрение тем граждановедческого характера в курсы политологии, социологии, истории.

Красноярцы тоже успешно и давно занимаются гражданским воспитанием и обучением и не только детей, но и взрослых. Там собираются создать кафедру гражданского образования при педвузе, сделать школу центром местного сообщества, проводить выездные курсы для учителей отдаленных сельских районов. По мнению красноярцев, средняя школа сегодня более нежели высшая готова к переменам, к модернизации, теперь нужно решать задачу по модернизации вузов.

Команда из Волгограда считает, что большинство современных учителей не хотят работать в системе традиционных технологий, они нацелены на то, чтобы строить гуманистические отношения с учащимися и использовать новые методы обучения.

Распространению новых подходов к преподаванию в Орловской области способствуют курсы, семинары, которые сегодня удается проводить на более высоком уровне. Создаются информационно-методические материалы, есть студенческие публикации по гражданскому образованию. Кроме граждановедения и обществознания, гражданскому образованию способствуют межпредметные связи. Благодаря этим и другим мерам, которые позволят проводить данный проект, учащиеся, студенты и учителя смогут развивать свою инициативу, самостоятельность, выстраивать свое поведение в соответствии с принципами уважения к другим людям, их правам. Выполнению этого проекта, реализации планов, которые будут созданы в его рамках, поможет триумвират – вуз, ИПК, школа.

Представители Северной столицы говорили о своей ответственности в формировании гражданского общества, о необходимости усвоения учениками гражданских ценностей, добродетелей. На юридическом факультете Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена есть курс «Человек в гражданском обществе», выпускники его смогут работать и в школе. Для воспитания юных граждан много делает городской Центр гражданского образования, который возглавляет Наталия Элиасберг.

Выслушав большинство команд, представивших свои планы, профессор из США Стивен Шехтер вставил очень важную реплику, заметив, что все это великолепные идеи, но они не похожи на законченный план, представляющий собой логически завершенную модель. Все намеченное должно быть достижимым, реальным, должен ясно просматриваться результат. И об этом следует говорить на презентациях. Ключ к успеху – полная ясность целей.

Наверное, наша общая беда, бывших советских людей, – намечать «планов громадье», которые затем оказываются невыполнимыми. Отчего последующие планы, причем любые, воспринимаются без энтузиазма и уже поэтому обречены на провал. Нам действительно надо учиться просчитывать хотя бы наиболее важное, что намечаем, чтобы все придумывать до мелочей, потому что планы составляются не для того, чтобы только красиво начать, а для того, чтобы красиво завершить, то есть получить ожидаемый результат.

Виктор Пронькин, ректор Санкт-Петербургского института права, дополнил: любой пункт плана должен быть проработан так, чтобы было ясно, какой именно результат в итоге будет достигнут.

Последний день работы семинара был посвящен встрече с прибывшими руководителями из регионов (вице-губернаторами, руководителями органов управления образованием, педвузов и ИПК). Рассматривалась проблема развития гражданского образования и подготовки кадров для него.

Президент партнерства «Сивитас-Россия» Евгений Беляков рассказал гостям о партнерстве, истории его создания и деятельности почти за десять лет, о программах, реализуемых совместно с американскими коллегами.

Эта организация объединяет российских и американских коллег. И у тех, и у других постоянный интерес к гражданскому образованию и понимание того, что оно необходимо и молодым демократиям, и развитым демократическим странам, потому что демократия – это развивающаяся система, она постоянно нуждается в обновлении.

Новая программа родилась из потребности подготовить большее количество учителей, которые смогли бы вести уроки по гражданским дисциплинам на самом высоком современном уровне. Агентами, проводниками ее станут педвузы, ИПК и Центры гражданского образования.

Министр образования Самарской области Ефим Коган поставил очень важные вопросы, которые касаются не только участников семинара и его гостей, но и всей общественности страны и, естественно, ее руководителей. Что дает хорошо организованное гражданское образование? Какой это ресурс для власти? Как она должна этим пользоваться и это поддерживать? Что это значит для общества и для самого гражданина? В чем наши трудности и беды? В том, что мы не умеем конструктивно мыслить, не очень четко представляем, что получится в итоге обучения, в итоге какой-то деятельности, реализации каких-то планов. Такова наша история последних 70-80 лет, которая заложила негативный результат. Мы не имеем права планировать нашу деятельность, не зная, зачем нужно это делать. По мнению Ефима Яковлевича, мы блестяще научились составлять планы и на этом все заканчивается.

Он особо подчеркнул, что наша страна переживает процесс двойного изменения. Происходит переход от одной формы экономического устройства к другой. Новая либеральная экономика не может опираться на тоталитарную систему. Происходит смена государственной парадигмы. Эти изменения идут с большими сложностями, с трудом воспринимаются населением. К тому же одновременно меняется развитие мирового сообщества. Ломаются привычные стереотипы. К этому надо готовить сегодняшних школьников. Они должны понять, что такое постиндустриальное общество, и уметь в нем жить.

Западные страны к этому шли несколько столетий. У нас нет столько времени.

Что такое постиндустриальное общество? Свободное передвижение граждан по странам. Быстро изменяющиеся формы общественного устройства. Короткое время жизни знаний и технологий.

Сегодня мы находимся на этапе коренных изменений. Поэтому необходимо помочь детям понять эти изменения.

Все это занимает важное место в гражданском образовании. Оно формирует знания об обществе, об общественных ценностях и умения строить на их основе свою жизнь. Выпускники школы должны быть готовы к быстрой сменяемости обстоятельств. Учителям сегодня предстоит учить учащихся быстро находить нужные знания, мыслить конструктивно и конкретно.

Каждые семь лет в США формируются ключевые компетенции, те качества, которые позволяют людям эффективно жить, эффективно работать, эффективно строить свою судьбу. Происходит взаимодействие населения, власти и общества. Это нужно для социальной стабильности и повышения максимальной прибыли, чтобы все могли эффективно и весело работать. Власть в этой стране заботится о себе и о своих гражданах.

Зачем государству гражданское образование? С его помощью воспитываются социально и экономически активные граждане. Вся либеральная экономика основана на активности населения. Социальная активность позволяет выпустить пар, выразить мирным путем свое недовольство, свое несогласие в чем-то, привлечь к чему-то внимание, участвовать в выборах. Это одна из задач гражданского образования. Когда в советское время 90 процентов населения участвовало в выборах – это было ненормальной ситуацией.

Что хочет общество от гражданского образования? Обществу нужна стабильность. Как оно видит ее? Оно понимает стратегию власти и выстраивает свою стратегию. Оно умеет вести диалог с властью. Гражданское воспитание этому учит. Понимать действия власти и влиять на нее. Общество заинтересовано в том, чтобы брать на себя элементы властных полномочий. К этому тоже нужно готовить в школьные годы, а также к тому, как нужно создавать институты гражданского общества.

Что дает гражданину владение гражданскими навыками, гражданскими ценностями? Это позволяет формировать свои карьерные решения, планировать стратегию собственной жизни, использовать возможности, которые предоставляет государство. Очень важно уметь видеть стратегические возможности страны и свои собственные. А также прогнозировать устройство жизни страны и своей собственной.

Что ожидает бизнес от гражданского образования? Благодаря ему создается благоприятная среда для развития бизнеса. Если ее нет, он переносит свой бизнес в другие страны.

Мир переходит на гуманитарные ценности. Хорошо поставленное гуманитарное образование способствует профессиональной мобильности людей. Хорошо поставленное узкоспециальное образование этого не позволяет.

Мы привели в изложении часть доклада Ефима Яковлевича Когана, так как он дает исчерпывающие ответы на поставленные им вопросы первостепенной важности. Раскрывает роль и значение гражданского образования в нашей стране и за рубежом. По существу он представил концепцию его.

Профессор Стивен Шехтер говорил о гражданской ответственности. Готова ли наша молодежь к жизни, основанной на гражданской ответственности? Что она должна знать, чтобы достичь цели? Прежде всего уметь моделировать жизненные ситуации. Это основное, что должны знать учителя и учить этому детей.

Господин Шехтер привел примечательный пример о том, как проректор университета из Иордании побывал на семинаре в США по социальному проектированию. Король Иордании был так заинтересован этой педагогической технологией, что создал в стране специально для этой цели министерство политического развития и попросил проректора стать первым министром и заниматься проектом «Гражданин».

Очень важно научить молодого человека быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, в незнакомом коллективе, понимать, в чем его ответственность на новом месте, как сочетаются его права и обязанности. К какому результату должны они прийти, работая в группе. Уметь мириться с какими-то особенностями новых коллег, предугадать проблемы, которые могут возникнуть, чувствовать себя уверенно в новой обстановке.

В 2000 году в США во время очередных выборов выявилась проблема в избирательной кампании. Она состояла в том, что на выборы явилось всего 25 процентов молодежи. Этой проблемой были всерьез озабочены четыре лидера в конгрессе. По их инициативе состоялась конференция, которая стала ежегодной. На ней была предложена каждому штату программа партнерства. К представителям образования присоединились представители бизнеса и финансов. Возникла корпорация. И все штаты ставили единую цель: восстановить гражданскую миссию школы в воспитании гражданской ответственности.

Стивен Шехтер отметил также, что региональные команды представили интересные планы, и выразил надежду, что, работая вместе, мы достигнем хороших результатов.

Один из ведущих этого семинара Аркадий Гутников, подводя итоги, отметил, что семинар дал возможность представить все возможности программы, все ее направления. Он сообщил также участникам о других предстоящих семинарах в течение всего срока деятельности программы. Второй семинар состоится в июле в Санкт-Петербурге, третий – осенью в Самаре, четвертый – в марте 2006 года в Москве. Его тема «Активная школа». Итоговая конференция намечается осенью 2007 года. На ней предстоит презентация Национальной тренинговой сети и ее программ для регионов России.

Профессор кафедры политологии и права, директор Центра стратегического развития Красноярского педуниверситета Юрий Москвич пытался доказать, что любая модернизация не может обойтись без смены речевой риторики. Если мы ее не меняем – значит это будет лишь «косметический ремонт» образовательной системы, а не глобальное ее изменение. Нам нужно ввести такие ключевые слова, как служение обществу. Новая риторика должна включать новое качество жизни. Он предложил ввести и шире использовать слово «конкурентоспособность». У нас не должно быть коллективных митрофанушек, если мы это допустим, тогда не будет прорыва в образовании, тогда не будет прорыва в экономике и в развитии гражданского общества.

Каждый раз, бывая на конференциях, семинарах, «круглых столах», где учителя, ученые, преподаватели, участвующие непосредственно или косвенно в гражданском воспитании школьников, вижу, с каким увлечением, а порой и с огорчением, больно говорят о проблемах гражданского образования в России. Они, к сожалению, лучше, острее, масштабнее, нежели государственные мужи и экономическая элита, видят его приоритетную роль во всем образовании, они лучше их видят, что успехи страны и успех каждого отдельного человека зависит от того, как хорошо его выучили на гражданина. Верю, что недалеко то время, когда родители будут считать лучшей не ту школу, где хорошо преподаются математика, физика или иностранные языки, а ту, где блестяще поставлено гражданское образование. Этот семинар, на мой взгляд, по уровню обсужденных на нем проблем, перспектив, поставленных на ближайшие годы задач выходит далеко за рамки обычных такого рода занятий. На этом семинаре ожидали приезда представителя власти федерального уровня, то есть работника Министерства образования и науки РФ. К сожалению, никто не смог приехать. А если бы это случилось, то наверняка бы он, так же как присутствовавшие на семинаре – руководители регионального уровня, был бы захвачен общим порывом участников его, общим стремлением помочь России на этом ответственном историческом ее этапе. Было предложение написать письмо-обращение к руководству страны. Поможет ли оно? Было бы лучше, если бы представители федерального правительства, крупного бизнеса, депутаты сами услышали тех, кто вот уже более десяти лет вопреки всем препятствиям и барьерам делает наиважнейшее дело для нашего государства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте