Альберт ПОЛЛЕ, начальник Юго-Восточного окружного управления образования:
– Давно известно, что все начинается с детства, а детство связано с дошкольным образованием. В последние годы интерес населения к дошкольному образованию значительно возрос, появился дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это, на мой взгляд, объясняется не столько демографическим ростом, хотя по сравнению с 2003 годом в 2007 году в нашем округе рождено на две тысячи детей больше, сколько повышением качества дошкольного образования, вариативностью предоставляемых образовательных услуг.
Думаю, не ошибусь, если назову еще одну причину: внимание к проблемам развития дошкольного образования со стороны Правительства Москвы. Ведь только за два последних года в округе в соответствии с постановлением Правительства Москвы построено 27 детских садов. Дополнительно открыто 62 групповых помещения, ранее использовавшихся под другие образовательные цели. По нашим прогнозам, к 2010 году мы снимем очередность в дошкольные учреждения округа.
Окружная сеть дошкольного образования обновляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка и потребностей семьи, сформирована многофункциональная система воспитания детей в возрасте от одного года до семи лет.
В 249 образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, сегодня воспитывается около 37 тысяч детей, что на три с половиной тысячи больше, чем в 2006 году, и составляет 68,3% от общего количества детей дошкольного возраста, проживающих на территории нашего округа, увеличивается количество групп для детей раннего возраста, в том числе и за счет дополнительного открытия адаптационных групп. 97,7% детей в возрасте 5-7 лет полностью охвачены системой дошкольного образования, очередность по этой возрастной группе снята. В нашем округе созданы новые формы дошкольного образования; лекотеки, службы ранней помощи, семейные детские сады, 26 консультативных пунктов для родителей. Уже первый опыт их деятельности позволяет говорить о востребованности населением этих форм, поэтому в наших планах на перспективу предусматривается их дальнейшее развитие.
Ежегодный мониторинг здоровья детей, посещающих детские сады округа, показывает, что значительное количество воспитанников имеют различные нарушения здоровья, в том числе заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства, к третьей группе здоровья отнесено более двух тысяч детей, 312 человек – дети-инвалиды.
Именно поэтому мы стремимся к созданию специально организованной образовательной среды, использованию разных форм интеграции для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, в том числе с синдромом Дауна, комплексной ортопедической патологией, осложненной детским церебральным параличом.
За прошедшие два года открыты группы для детей с аллергодерматозами и бронхиальной астмой, работают 4 группы полного дня пребывания для детей-инвалидов со сложной структурой дефекта. Эту работу мы строим совместно с медиками.
Понимая всю необходимость ранней профилактики выявленных нарушений развития, наш округ планирует открыть с 1 сентября 2008 года в Капотне (одном из неблагополучных в экологическом плане районе) во вновь открывающемся центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции диагностическое отделение. Диагностическое отделение для раннего выявления у детей, начиная с двухмесячного возраста, нарушений слуха будет открыто на базе детского сада №1365 совместно с детской поликлиникой района Марьино.
Детей воспитывает все то, что их окружает, поэтому одной из приоритетных задач дошкольного образования мы считаем нравственно-патриотическое воспитание. Во многом помогает в организации этой работы музейная педагогика. Сегодня в округе открыто более 20 мини-музеев боевой и трудовой славы. Они стали своего рода центрами воспитания детей. На базе музея «Родиноведение» Центра развития ребенка № 183 создана ассоциация «Открытые сердца», которая объединила несколько поколений родителей, ветеранов войны и труда, бабушек и дедушек, воспитанников центра, сегодняшних и бывших. Сообщество взрослых и детей помогает в решении многих проблем нравственного воспитания дошкольников, обеспечивает связь поколений.
Качественные изменения в развитии системы дошкольного образования налицо. Яркое тому подтверждение – работа над проектом «Детский сад будущего», за два года нам удалось разработать модель группы для детей раннего возраста в Детском саду будущего, создать в соответствии с нашими представлениями, предложениями родителей и детей новый проект детского сада. Но мы считаем, что Детский сад будущего – это не только новые проекты зданий. Это прежде всего современная развивающая среда с иным ландшафтным дизайном, спортивным блоком, игровой поддержкой. То есть в программе должна быть предусмотрена значительная финансовая поддержка этого проекта.
Сегодня не может быть обеспечена открытость, гласность, эффективная поддержка дошкольного образования без необходимой материальной базы, я имею в виду – без компьютеров, которые нужны, чтобы каждое учреждение имело выход в интернет, могло создать свой сайт. Полагаю, что решение этого вопроса должно быть в полном объеме предусмотрено в программах, думаю, что это должен быть городской целевой заказ, как это было по школам.
Мы отчетливо видим проблемы, сдерживающие развитие дошкольного образования в округе, и одна из них – инерционность и отсутствие профессиональной компетентности некоторых руководителей, в том числе и их неумение принимать правильные решения в объективно сложившихся условиях. Это приводит к низкому рейтингу того или иного дошкольного образовательного учреждения. Для глубокого изучения их работы мы определили в ходе рейтинговой оценки двадцать детских садов, вызывающих у нас тревогу по таким позициям, как:
– неумение правильно выстраивать работу с родителями, недостаточная их информированность и вовлеченность в воспитательно-образовательный процесс;
– неумение создать предметно-развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей;
– недостаточная материально-техническая база.
Совместно с научно-методическим центром мы разработали план мероприятий по оказанию помощи каждому конкретному учреждению для решения всех этих проблем.
Одной из приоритетных задач долгосрочной программы развития дошкольного образования ЮВАО на период до 2017 года, принятой на коллегии управления образования в декабре 2007 года, наряду с обеспечением доступности и повышением качества образования, для нас остается поиск новых управленческих технологий, которые позволили бы перевести все дошкольные образовательные учреждения округа в режим качественного развития.
Комментарии