Начнем с определения, которое может показаться не слишком научным, но точнее всего описывает суть: система открытого образования позволяет любому человеку самостоятельно выбирать, где, когда, у кого, чему и как учиться. Это настолько не похоже на традиционную образовательную модель, что в первый момент вызывает шок и даже резкую неприязнь у профессионалов. Что значит «ученик сможет выбирать»?! Чтобы разобраться, попытаемся по пунктам сравнить традиционное и открытое образование. Следует сразу оговориться, что последнее в чистом виде в России пока не существует, поскольку во многом противоположно сложившейся системе, но некоторые его элементы и (самое важное!) подходы уже нашли своих сторонников.
Где?
Традиционно
Обучение по месту жительства – отнюдь не советское изобретение. Долгие годы учиться можно было только там, где живешь, либо селиться следовало там, где собираешься учиться.
Интернаты были широко распространены во все времена и во многих странах: ученики, оторванные от своих родных и близких, проводили немало лет в различных пансионах, лицеях, бурсах и монастырских школах. Почему? Да потому что обязательным условием процесса обучения было физическое присутствие учеников в классе, где им передавал знания носитель – педагог. И сегодня практически все ученики школ и большинство студентов России посещают учебные заведения, выбранные по территориальному признаку.
В открытом образовании
На протяжении жизни одного поколения коренным образом изменились условия обучения. С наступлением эпохи научно-технической революции информация хлынула в мир гигантским потоком. Учитель перестал быть эксклюзивным источником знаний. В интернете сегодня можно обнаружить массу ресурсов, позволяющих, не выходя из дома, найти и прочесть нужную книгу, посетить музей или обсерваторию, рассмотреть мельчайшие детали строения живых существ под микроскопом или увидеть снимки любой точки нашей планеты из космоса, изучать реконструированные древнеримские триремы или проектируемые поселения на Марсе, моделировать экономические процессы, наблюдать за животными в естественных условиях.
Но информация сама по себе – не главное в образовании: ученику нужен профессиональный наставник, который поможет ему не утонуть в море знаний. И здесь на помощь снова приходит технический прогресс. Современные коммуникационные технологии позволяют всем желающим быть на связи со своими наставниками в любой точке земного шара (а при наличии желания и средств – хоть на космической орбите). Занятия можно транслировать по спутниковым или кабельным сетям, по радио или телевидению; рассылать учебные задания и получать ответы удобно электронной (или, если хотите, обычной) почтой; а общаться с преподавателем по любым возникающим вопросам – в чатах, на форумах, по ICQ, с помощью голосовой связи или просто по телефону.
Теперь можно не заботиться о том, где физически находятся ученики и учитель, они легко могут общаться виртуально. На практике в России подобные нововведения широко распространились в дополнительном образовании взрослых, меньше – в высшем образовании и практически не затронули среднее. В мире тем временем развивается и крепнет международное сотрудничество, призванное обеспечить академическую мобильность учащихся и преподавателей, предоставить возможность свободного выбора и смены учебного заведения первым – для учебы, вторым – для работы. Подписав в сентябре 2003 года Болонскую конвенцию, наша страна приняла на себя аналогичные обязательства.
Когда?
Сроки обучения жестко определены. Ученики обязаны приступить к учебе 1 сентября и завершить ее в мае. Каждый урок начинается и заканчивается по звонку и продолжается 40 или 45 минут. На изучение отдельных предметов всем учащимся отведено равное количество стандартных занятий. Расписание составляется исходя из интересов учебного заведения в целом, а не отдельных личностей, поэтому одинаково для всех независимо от индивидуальных желаний и уже достигнутых результатов.
Разумеется, попытки дифференцировать учебное время учеников с разной успеваемостью предпринимались неоднократно: для отстающих организовывали дополнительные занятия (до или после уроков или даже на каникулах), желающие могли посещать факультативы; но это решало проблему лишь частично. Школа по-прежнему сохраняет традиционный учебный режим.
Абсолютная свобода выбора времени для занятий пока возможна только в самообразовании. Во всех остальных случаях существуют те или иные ограничения, но в негосударственных вузах перемены уже заметны. Многие курсы обучения стартуют по мере комплектации групп и продолжаются до тех пор, пока обучающиеся в индивидуальном темпе не изучат материал и не сдадут квалификационные испытания.
У подобного режима работы есть целый ряд достоинств. Первое – физиологическое: «совы» и «жаворонки» с максимальной эффективностью могут работать в удобное для себя время суток. Второе – педагогическое: преподаватели уделяют больше времени тем ученикам, которые в этом действительно нуждаются. Третье – экономическое: перераспределение учебной нагрузки по сезонам позволит избежать неравномерности в выплате заработной платы и отпускных.
Чему?
Цели советского образования определялись исходя из государственного заказа; от него зависело содержание образования. Советское образование было максимально унифицировано и стандартизировано, что позволяло обеспечить тотальный внутриведомственный контроль. По мере демократизации общества происходила постепенная децентрализация системы образования, учебные заведения становились автономнее и теперь могут сами отбирать содержание образования и варьировать формы обучения. Этот принципиальный момент зафиксирован в Законе РФ «Об образовании».
Принципиальной особенностью является приоритет целей личности. Образовательный запрос формирует сам обучающийся, в соответствии с собственными желаниями, способностями и притязаниями. В высшем образовании роль самостоятельного выбора студента постепенно растет от первого к последнему курсу. В дополнительном профессиональном образовании потребности в дальнейшем профессиональном росте человек определяет сам. А вот школы до последнего времени были максимально закрыты, и только разработка концепции профильного обучения позволила сделать огромный шаг в этом направлении. Профилизация позволит ученикам старших классов сосредоточиться на изучении предметов определенной области, а всем желающим предоставляется свобода выбора элективных курсов.
У кого?
Кто именно будет учить, решала администрация среднего учебного заведения. В вузе теоретически можно выбирать научного руководителя для работы над дипломом, но реально этой возможностью пользовались только хорошо успевающие студенты.
Декларируемое право учащихся выбирать преподавателей пока реализуется только в некоторых странах и в основном на старших ступенях образования. В начале 80-х годов ХХ века в США были проведены исследования (Gianconia Р. & Hedges L. Identifying features of effective open education. // Review of Educational Research. – №52 (4), 1982. – С. 579-602) в более чем полутора сотнях учебных заведений, они показали, что ученики хотели бы, чтобы учителя:
считались с их мнением;
реагировали на эмоции обучающихся;
обсуждали с учащимися учебный процесс;
использовали идеи учеников в текущем учебном взаимодействии;
подбирали различное содержание для каждого ученика;
объясняли и проверяли учебный материал, учитывая потребности и особенности обучающихся;
непредвзято и регулярно оценивали учебные достижения;
вели себя менее формально;
чаще улыбались.
Преподаватели в свою очередь считали, что ученики хотят, чтобы учителя:
были образцом во взглядах, убеждениях и привычках, которые следует развивать;
помогали научиться ставить реалистичные цели;
участвовали с ними вместе в групповой работе для развития социальных и эмоциональных навыков;
выступали в качестве посредников в групповых дискуссиях, когда это необходимо;
предоставили им выбор учебных задач.
Налицо явное расхождение в понимании образа идеального учителя, что чревато сложностями при попытке не на словах, а на деле позволить ученикам школы безо всяких ограничений выбирать себе преподавателя.
Важно осознать, что профессионализм заключается не в знании предмета, а в умении создать образовательную среду, в которой личность получит возможности для индивидуального роста и развития.
Как?
Классно-урочная система доказала свою эффективность на протяжении столетий, но в информационную эру требуется пересмотр форм обучения. Намного важнее приобретения огромного количества постоянно изменяющихся знаний оказывается умение учиться; на место знаниевой парадигмы приходит компетентностная.
Особое значение приобретает технологичность процесса, позволяющая с максимальной эффективностью достигать гарантированного результата. Только в том случае, если научение (со стороны преподавателя) и учение (со стороны обучающегося) гармонично дополняют друг друга, можно рассчитывать на успех.
Развивая идеи открытого образования, учителям по всей стране предлагают разнообразные программы повышения квалификации, позволяющие освоить и применять на практике технологии открытого образования: «Дидактический цикл», «Педагогическое целеполагание», «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)», «Креативное письмо», «Дебаты», «Творческие мастерские», «Учебные исследования», «Проекты», «Кейс-стади», «Организационно-деятельностные и ролевые игры», «Портфолио», «Тьюторство» и другие.
Перспективы
Наша страна имеет все предпосылки для реализации принципов открытого образования: богатый педагогический опыт, прогрессивную законодательную базу и, главное, творческих профессионалов, способных воплотить эти идеи в жизнь.
Открытое образование дает всем (ученикам и учителям) опыт самоопределения и формирует культуру выбора, которая поможет каждому человеку стать частью открытого общества в целом.
Елена ЗАЧЕСОВА, методист и старший преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Принципы открытого образования
1. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование на протяжении всей жизни».
2. Развитие личности. Свободная самореализация, не зависящая от жестких унифицирующих норм обучения.
3. Приоритет гуманистических ценностей: не человек добывает знания, а знания доставляются человеку.
4. Политика открытых дверей. Свободное (бесконкурсное) поступление в учебное заведение, отказ от любых условий и требований для зачисления.
5. Точки открытого доступа. Свободный выбор учебного заведения независимо от места проживания, необязательность физического присутствия на занятиях.
6. Индивидуализация темпа. Свободный выбор времени и скорости обучения, отсутствие фиксированных сроков.
7. Образовательный консалтинг. Возможность составления индивидуальной программы обучения путем подбора учебных курсов из избыточного образовательного предложения и свободного выбора преподавателей.
8. Опережающее обучение как открытость будущему.
Комментарии