Космическая деятельность сегодня – один из высших государственных приоритетов России. О ней рассказывает руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов. Наш собеседник родился 16 июня 1945 г. в Кировской области. В 1967 г. окончил Пермское высшее военное командно-инженерное училище в 1976 г. – командный факультет Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. После окончания в 1991 г. Военной академии Генштаба назначен начальником Государственного научно-исследовательского испытательного полигона (космодрома) Минобороны Плесецк. Под его руководством осуществлено более 100 запусков космических аппаратов и учебно-боевых пусков ракет. С ноября 1994 г. – первый заместитель начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения; с сентября 1997 г. – начальник Главного штаба РВСН – первый заместитель главнокомандующего РВСН; с марта 2001 г. – командующий Космическими войсками. В марте 2004 г. Указом Президента России назначен руководителем Федерального космического агентства. Генерал-полковник, кандидат технических наук, профессор, заслуженный машиностроитель РФ.
космической деятельности России до 2015 г. связаны с реализацией Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 гг. – ФКП-2015. Ее основные задачи масштабны. Это – обеспечение спутниковой связи и телевещания на всей территории РФ, дистанционное зондирование Земли, включая мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли, гидрометеорологическое обеспечение.
Трудные времена
К сожалению, в 1990-е гг. прошлого столетия российская космонавтика переживала очень трудные времена. По существу была не выполнена Федеральная космическая программа России на период до 2000 г. – ФКП-2000. Так, из примерно 50 новых типов космических аппаратов, которые планировалось в соответствии с ней ввести в строй, начали работать менее 20. Около 20 проектов были вообще отменены, а сроки начала функционирования космических аппаратов остальных типов перенесены на 10 – 20 лет.
Последствия этого продолжаются сказываться. Уже сейчас ясно, что не будет выполнена в полном объеме ФКП на 2001 – 2005 гг. Хотя опытно-конструкторские работы в рамках этой программы были сконцентрированы только на главных объектах повышенной востребованности. Ограничения по финансированию программы, а оно в 2001 – 2004 гг. составило менее 68% от утвержденного постановлением Правительства РФ объема, вынудили перенести сроки выполнения некоторых работ. Ряд опытно-конструкторских работ временно приостановлен, по отдельным – сокращено содержание работ.
В результате к 2001 г. по сравнению с 1995-м в 1,5 раза сократилось число функционирующих на орбите отечественных космических аппаратов (КА). При этом потребности в результатах космической деятельности удваиваются примерно каждые 10 лет. Поэтому за последнее десятилетие удвоилось количество зарубежных КА на орбите. А у нас с 1998 г. отсутствуют на геостационарной орбите космические аппараты гидрометеорологического назначения типа «Электро». Тем самым нарушаются международные обязательства России в рамках Всемирной метеорологической организации.
В ракетно-космической промышленности изношенность производственного, технологического и испытательного оборудования достигает 80%. Стареет персонал.
Основная причина состояния российской космонавтики – постоянный дефицит ее бюджетного финансирования. За последние 15 лет объем бюджетного финансирования гражданского космоса в России сократился на порядок. Ежегодный бюджет Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства – НАСА – в США, к примеру, в 25 – 50 раз больше, чем бюджет Роскосмоса. Индия, которая, по оценкам ООН, относится к «экономически менее развитым странам», расходует на гражданский космос в последние годы примерно столько же, сколько Россия.
Перспективы
Переломными в развитии отечественной космонавтики стали последние годы. Государственное финансирование работ несколько увеличилось, что создало благоприятные условия для наращивания космического потенциала. Выполнен комплекс работ по модернизации и созданию новых средств выведения КА. Проведены успешные пуски ракет-носителей «Союз-ФГ» и «Протон-М». В космической промышленности в 2004 г. увеличился объем производства продукции, выросла производительность труда.
Значительный успех прошедших лет – увеличение состава и улучшение качественных характеристик отечественной орбитальной группировки, в том числе спутников связи и вещания на геостационарной орбите, которая обеспечивает передачу информации в центральные районы страны, регионы Сибири и Дальнего Востока.
Сегодня мировая орбитальная группировка космических аппаратов включает более 850 КА. Российская – почти 100. Из них – космических аппаратов социально-экономического и научного назначения – 37. В целом орбитальная группировка КА стабильна, продолжается ее качественное улучшение.
Перспективы космической деятельности России до 2015 г. связаны с реализацией Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 гг. – ФКП-2015. Ее основные задачи масштабны. Это – обеспечение спутниковой связи и телевещания на всей территории РФ, дистанционное зондирование Земли, включая мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли, гидрометеорологическое обеспечение.
В ходе реализации ФКП-2015 по наращиванию орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания планируется увеличить пропускную способность сетей связи, увеличить емкость сетей распределительного телерадиовещания. Это обеспечит глобальную, устойчивую и защищенную подвижную президентскую и правительственную связь. Федеральные и региональные органы управления – современными средствами телекоммуникаций, включая конфиденциальную связь. Жителей всех регионов России – современными видами связи и передачу в любую точку России радио и телепрограмм. Сухопутных, морских и воздушных абонентов – глобальной связью.
Существующие и перспективные средства дистанционного зондирования Земли обеспечат информацию для качественного составления прогнозов погоды, оперативное выявление катастрофических явлений и аварий.
В результате выполнения ФКП-2015 будут реализованы 11 национальных и 5 совместных с зарубежными партнерами космических проектов.
Основа координатно-временного обеспечения – орбитальная группировка глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Президент России поставил задачу довести ее состав до минимально необходимого уровня из 18 космических аппаратов в 2007 г. – с последующим развертыванием ее до полного состава из 24 КА к 2010 г.
Для выполнения международных обязательств России по программе КОСПАС-САРСАТ в рамках ФКП-2015 планируется создание космического комплекса с малоразмерным
КА «Стерх».
Наиболее крупный международный космический проект – создание Международной космической станции (МКС). ФКП-2015 коснется и его. Будут созданы научно-технические и технологические заделы для развития пилотируемых полетов, в том числе на Марс, а также создания перспективных космических аппаратов для исследования Луны.
Роскосмос провел ряд встреч с Европейским космическим агентством. Согласован предварительный контракт на подготовку к полету европейского астронавта на МКС во второй половине 2005 г. в составе основного экипажа станции в рамках российской квоты на члена экипажа. Обсуждены вопросы компенсации за использование российских ресурсов МКС при стыковке и проведения операций с европейским грузовым кораблем ATV. Разработан проект сценария по двухстороннему взаимодействию с ЕКА на ближайшую перспективу, в частности – по возможному участию Европы в создании нового пилотируемого корабля «Клипер», разработке совместных научных программ.
По направлению «Космическая технология» в рамках ФКП-2015 планируется, в частности, разработка автоматического КА, обслуживаемого с борта пилотируемой станции и обеспечивающего отработку базовых технологий получения материалов, в том числе органических, а также биопрепаратов с характеристиками, недостижимыми в земных условиях.
Гордость отечественной космонавтики – самые надежные в мире средства выведения космических аппаратов. В проекте ФКП-2015 предусмотрено развитие одноразовых ракет-носителей (РН) за счет завершения модернизации РН «Союз», создания и эксплуатации экологически чистой РН нового поколения «Ангара», использования высокоэффективных ракет-носителей новой разработки, в том числе на основе кислородно-водородного топлива, создания транспортных модулей с новыми двигательно-энергетическими установками.
Предусмотрено также создание многоразовой ракетно-космической системы первого этапа, ракетно-космического комплекса среднего класса с кислородно-водородной третьей ступенью и разгонным блоком. Планируется создание ЖРД (жидкостного ракетного двигателя) для первой ступени многоразовой ракетно-космической системы.
В проекте ФКП-2015 предусмотрены модернизация и совершенствование технологических объектов космодромов, наземного автоматизированного комплекса управления КА, реконструкция и техническое переоснащение промышленных предприятий.
Федеральная программа
– Идет подготовка проекта Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. к утверждению.
Минэкономразвития и Минфин России предлагают установить ежегодный рост финансирования ФКП-2015 на уровне 7 – 8%. Но для решения задач, поставленных в области космической деятельности Президентом и Правительством России, уже в 2006 г. необходимо увеличить объем бюджетного финансирования по сравнению с 2005-м на 6,1 млрд. рублей (33%) и довести до 24,4 млрд. рублей. А на весь программный период требуется 305 млрд. рублей.
Предлагаемый Минфином и Минэкономразвития принцип «от достигнутого» не позволит обеспечить до 2008 г. запуски 26 космических аппаратов, отнесенных решениями Правительства РФ к приоритетным направлениям космической деятельности, ведет к ее стагнации и дальнейшей потере позиций России на внешнем и внутреннем рынках космической продукции и услуг.
Финансирование
Фактически работы по ФКП-2005 в 2001 – 2004 гг., как я уже говорил, профинансированы на 68,1% от объема, определенного программой на эти годы (с учетом индексации). Кроме того, в 2002 г. в ФКП-2005 дополнительно включены запуски пяти КА типа «Экспресс-АМ» без увеличения бюджетных ассигнований. Они выполнялись и выполняются в приоритетном порядке за счет других работ ФКП-2005.
По Федеральной целевой программе «ГЛОНАСС» выделенный объем финансирования за 2002 – 2004 гг. составил 72,5% уровня, определенного программой (с учетом индексации).
В 2006 г. начинается реализация ФКП-2015 и будет продолжено выполнение ФЦП «ГЛОНАСС». На этих работах неизбежно скажется недофинансирование космической деятельности в предыдущий период. Поэтому для решения задач 2006 г. требуется финансирование ФКП-2015 в 24,4 млрд. рублей.
Значительное увеличение финансирования по сравнению с 2005 г. вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, недофинансирование ФКП-2005 привело к сдвигу запусков целого ряда КА, а также задержке сроков выполнения опытно-конструкторских работ. В результате в 2006 – 2008 гг. необходимо обеспечить выведение на орбиту большого количества КА, а также – начало летных испытаний перспективных ракет-носителей и космических аппаратов. Во-вторых, для расширения возможностей спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ решено разместить целевую аппаратуру этой системы на КА «Луч-5» и «Электро», включенных в проект ФКП-2015. Еще одна проблема в том, что к 2010 г. предусматривается завершение строительства Международной космической станции. С учетом этого проекта ФКП-2015 в качестве первоочередной задачи предусматривает создание и запуск многоцелевого лабораторного модуля. Он должен быть состыкован со станцией не позднее 2007 г. После этого срока стыковка станет невозможной из-за изменения конфигурации станции, связанной с включением в ее состав американских модулей. Выполнение Россией обязательств по завершению строительства российского сегмента МКС и вводу его в полномасштабную эксплуатацию требует увеличения финансирования в 2006 г. по отношению к текущему году на 2,565 млрд. рублей.
Прогноз
Превышение в 2006 г. финансирования работ по ФКП-2015 относительно 2005 г. только 7 – 8% может привести к таким негативным последствиям, как нарушение договоренности по срокам развертывания МКС, срыв запуска многоцелевого лабораторного модуля в 2007 г. Кроме того, существенно сократится объем научных экспериментов. Фактически будет резко уменьшена эффективность уже вложенных в создание российского сегмента МКС средств. Также увеличатся сроки отработки ракет-носителей «Союз-2», «Ангара», обеспечивающих независимый выход в космос и укрепление позиций России на мировом рынке космических услуг, невыполнение сроков реализации международных договоров. Невозможным будет техническое обслуживание оборудования, сооружений и других объектов космодрома «Байконур» на требуемом уровне, и, как следствие, возможно снижение надежности эксплуатации, повышение вероятности аварийных ситуаций при запусках КА. Безвозвратной станет утрата производственно-технологической и экспериментальной базы для создания новых образцов космической техники, решающих стратегически значимые для страны задачи.
Такое развитие событий недопустимо, так как оно практически означает разбалансировку ФКП-2015, ведет к несвоевременному созданию нового поколения ракетно-космической техники, утрате целых направлений космической деятельности, к зависимости от зарубежных космических систем и в конечном счете может привести к потере независимости космической деятельности России.
Помимо этого, как показывает анализ выполнения Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС», для развертывания в 2007 г. орбитальной группировки КА в минимально необходимом составе (18 КА) необходимо увеличить финансирование ФЦП по сравнению с 2005 г. на 2,9 млрд. рублей, довести его до 5,4 млрд. рублей.
Эти потребности обусловлены недофинансированием ФЦП «ГЛОНАСС» в 2002 – 2004 гг. в объеме 2264,9 млн. рублей, а также тем, что установленный на 2005 г. уровень ее финансирования (2552,5 млн. рублей) не позволяет в 2006 г. запустить блок из 3 космических аппаратов системы «ГЛОНАСС» и довести состав орбитальной группировки до 18 КА в 2007 г.
Роскосмос совместно с Минэкономразвития и Минфином прорабатывал вопрос о выделении дополнительных средств на финансирование ФЦП «ГЛОНАСС». Во исполнение поручения Правительства РФ мы подготовили и представили в Минэкономразвития и Минфин обоснование и предложения по уточнению расходов на ФЦП «ГЛОНАСС» в 2004 г. за счет средств, образующихся от экономии в ходе исполнения федерального бюджета по итогам девяти месяцев 2004 г.
К сожалению, средства на реализацию данной программы не были выделены. Отсутствие дополнительных средств на реализацию программных мероприятий по закупке серийной космической техники приведет к тому, что развертывание минимально необходимой группировки системы «ГЛОНАСС» станет возможным только в 2009 г.
В условиях модернизации аналогичной американской системы GPS и сроков развертывания европейской системы GALILEO это существенно снизит конкурентоспособность отечественной системы «ГЛОНАСС», нанесет ущерб обороноспособности государства и уменьшит ее вклад в повышение эффективности экономики России, чего допустить нельзя.
Комментарии