В Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры располагается крупный поселок городского типа под названием Излучинск. Населенный пункт находится в 19 километрах к востоку от Нижневартовска, на берегу реки Вах. Население города составляет около 20000 человек. В 1980 году это место стало известно благодаря строительству электрической станции и поселка для энергетиков. Так как участок для строительства был затапливаемый, на территорию поймы правого берега реки было привезено около 30 миллионов тонн песка. Свое название поселок получил лишь в 1988 году по указу Президиума Верховного Совета РСФСР.
31 августа 1987 года здесь построили первую среднюю школу. Сейчас их здесь семь. Самая знаменитая – Излучинская школа-интернат для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Основной контингент составляют дети с проблемами зрения, слуха и речи, а также ребята с синдромом Дауна. Сегодня тут живут и учатся 63 ребенка.
В 2021 году в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» Излучинская школа-интернат стала участником проекта «Доброшкола». Благодаря ему были обновлена материально-техническая база отдельных школ, закуплено оборудование, средства обучения и воспитания для реализации общеобразовательных программ. В рамках повышения квалификации двадцать один преподаватель прошел специальные занятия по разработке рабочих программ, а администрация школы – по организационно-методическому обеспечению мероприятий нацпроекта.
С 1 сентября 2021 года здесь стартовали адаптированные образовательные проекты профессионального обучения по специальностям «швея» и «рабочий по обслуживанию и ремонту зданий». Также были созданы необходимые условия обучения и выбраны основные программы развития образовательной организации. Это позволило обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья качественное и доступное образование. Для занятий по предмету «Технология» мастерскую для мальчиков снабдили современным оборудованием (лабораторные стенды, пилы, многофункциональный деревообрабатывающий станок, слесарно-монтажный набор, дрели, молотки, строительный пылесос, шлифмашина, заточный станок, электролобзик, электроножницы по металлу). В швейной мастерской для юных рукодельниц была установлена техника для работы с тканями – гладильная система, утюги, отпариватель для одежды, вышивальная, вязальная и швейная машины, оверлок. Помимо этого закупили манекены, лампы-планшеты для копирования выкроек, раскройные столы, зеркала, прессы для установки металлофурнитуры и т. д.
Все это помогает не только приобщить ребят к будущей жизни, но и разнообразить подходы к преподаванию технических дисциплин, расширить границы учебной программы. Для этого учителя прошли переподготовку по специальностям «мастер производственного обучения», «швея 4-го разряда» и «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий».
В рамках профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя» школьников знакомят с современными профессиями. Такие занятия помогают ученикам младших классов расширить кругозор, а также попрактиковаться в разных видах деятельности под присмотром настоящих специалистов.
Главное направление коррекционной работы специалистов излучинской школы – оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. И здесь очень важно научить каждого ребенка восприятию и формированию представлений об объектах, предметах и явлениях. Развитие органов чувств для детей с ОВЗ – основа работы программы коррекции сенсорно-моторных нарушений у обучающихся, разработанной психологами-педагогами интерната.
Несложно понять проблему человека, если у него вывих или бронхит. Но бывают «невидимые» нарушения, когда мы наблюдаем лишь результат – плохое поведение, трудности в учебе, сложную социализацию ребенка в коллективе. Нарушения происходят напрямую в сенсорных системах – тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, визуальной и системе вкуса и запаха. Дисфункция может возникнуть, если мозг дает сбой на определенном из этапов развития. Как следствие, неадекватная реакция на внешние раздражители. Благодаря сенсорной интеграции специалист вместе с родителями помогает ребенку принять то, что ему дано природой, научиться различать внутренние ощущения, появившиеся через всевозможные сенсорные системы.
Нацпроект «Образование» помог дооснастить новым оборудованием кабинет педагога-психолога. Здесь появились мобильный реабилитационно-диагностический комплекс, образовательно-игровой комплекс для формирования информационной и деятельностно-коммуникативной компетентности обучающихся, развивающий набор психолога «Приоритет». Педагоги теперь могут воспользоваться программно-модульным комплексом для проведения психолого-педагогического обследования детей, лингводидактическим комплексом с методическими рекомендациями, а также профессиональными психологическими тестами. В сенсорной комнате установлены мягкие модули, пуфы, интерактивный модуль «Иллюминатор», реабилитационное оборудование для детей с расстройством аутистического спектра. Все это помогает специалистам при дидактическом и методическом диагностировании, консультировании, а также на групповых и индивидуальных занятиях с учениками.
В Излучинской школе-интернате для детей с ОВЗ есть специальный зал под названием «Дом совы». Он предназначен для групповых или индивидуальных психолого-педагогических занятий. В нем находятся определенные наборы снарядов (тоннель, бревно, соволет, платформа, соволента), позволяющие учителям проводить работу по коррекции и развитию. Основное достоинство «Дома совы» заключается в быстром вхождении ребенка в сенсорную интеграцию. Здесь есть подвешенные на тросах разной длины качели разных форм, из-за чего их «поведение» сложно предсказать. Практические занятия на таком оборудовании позволяют школьнику в силу своих возможностей работать над ощущениями, развивают двигательные навыки. У детей улучшается способность контролировать движения, а поддержание баланса и координации активирует работу обоих полушарий. Данное пространство создает новые ситуации, благодаря которым ребенок учится быстро принимать самостоятельные решения. В результате значительно улучшаются все когнитивные процессы и, как следствие, повышается академическая успеваемость.
Как известно, конкурс «Доброшкола» проводится Министерством просвещения РФ и Институтом коррекционной педагогики РАО. 23 ноября в ХМАО – Югре прошла торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса среди участников проекта «Современная школа». В этом году участие в нем приняли 139 образовательных организаций из 77 регионов Российской Федерации. Главной задачей такого состязания было «выявление лучших практик отдельных образовательных организаций по созданию современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ посредством дизайна образовательной среды в условиях обновления инфраструктуры, в том числе материально-технического обеспечения и программно-методического обеспечения образовательного процесса».
Совет экспертов в области коррекционной педагогики, гигиенистики и дизайна выявил три номинации для победы: «Лучший развивающий класс» (36 участников), «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (34 участника), «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской» (69 участников). В последней номинации Излучинская школа-интернат заняла второе место по Нижневартовскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Торжественную церемонию провела директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России Лариса Фальковская. Победители в номинациях получили дипломы и кубки. А тем, кто занял 2-е и 3-е места, были вручены дипломы и ценные призы. Присутствовавшая на церемонии директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева отметила, что проект «Современная школа» ориентирован на создание современной, инновационной платформы для формирования такой среды, такого развивающего пространства, которые позволят интегрировать детей с самыми разными особенностями развития.
…Ребята из Излучинской школы-интерната с теплом и добротой отнеслись ко всем переменам в стенах своего второго дома. Благодаря им дети могут по-настоящему раскрыть свой потенциал, попробовать себя в новых делах, а также почувствовать настоящую заботу. Такая школа и такие педагоги – пример для всех общеобразовательных учреждений нашей страны.
Александра АНДРИАНОВА, ХМАО – Югра
Комментарии