search
main
0

Приобретаем опыт и расстаемся с миражами. Но что делать с теми, кто цепляется за призраков?

Одной из главных целей сотрудничества стран СНГ является формирование единого образовательного пространства. Для ее достижения прилагаются совместные усилия по сближению правовых и нормативных актов, регулирующих вопросы образования на основе принципов открытого образования в рамках Болонского процесса, гармонизации образовательных стандартов, разработке модельных законов СНГ. Сегодня формируется единое информационно-образовательное пространство СНГ. Именно ИКТ создают базу для реализации подлинно открытого образования, которое теперь становится доступным через любые пространственные границы и в любое время. Эти новые возможности выразились в интенсивном развитии технологий дистанционного обучения, создании информационных систем управления образовательными ресурсами и всей деятельностью как учреждений образования, так и систем образования государств в целом.

Анализ опыта применения ИКТ в образовании на территории стран СНГ позволил сформулировать общее направление совместной деятельности по развитию дистанционного обучения, применению ИКТ для обеспечения качества традиционного образовательного процесса и создания систем управления ресурсами образовательных учреждений.

РУДН, базовая организация по этому направлению и ряд других вузов – лидеров в применении ИКТ в образовании разработали проекты межгосударственного Соглашения о координации работ в области информатизации систем образования государств – участников СНГ и Программы мероприятий по его реализации. В этих базовых документах обозначена цель совместной деятельности государств – формирование единого информационно-образовательного пространства. Это пространство, поэтапно создаваемое на основе межгосударственной сети открытого дистанционного образования, и должно стать своеобразным скелетом для единого (общего) образовательного пространства Содружества.

Основные особенности реализации проекта выражены в следующих базовых принципах:

– принцип системности развития всех аспектов применения ИКТ в образовании, охвата всех уровней образования и всех организационных уровней (учреждение образования, объединение учреждений образования (как по специализации, так и по географическому признаку), система образования государства);

– принцип формирования единого информационно-образовательного пространства через развитие его национальных сегментов и их интеграцию на разных уровнях;

– принцип сочетания механизмов интеграции «сверху – вниз» на основе развития межгосударственных соглашений и сотрудничество органов управления образованием и «снизу – вверх» на основе интеграционных инициатив учреждений образования и создания образовательных консорциумов, ассоциаций и других альянсов;

– принцип сочетания виртуальной интеграции образовательных порталов и сетей и формирования ресурсных центров совместного использования, филиалов и представительств учреждений образования;

– принцип сочетания государственного регулирования и контроля качества открытого дистанционного образования и взаимовыгодных экономических механизмов развития учреждений образования и предоставляемых ими образовательных услуг.

Формирование единого информационно – образовательного пространства имеет ряд существенных особенностей:

– образовательный процесс, реализуемый в этом пространстве и его обеспечение, результатом которого должно быть получение обучающимся требуемой квалификации и ее признание в этом пространстве;

– поддержка образовательного процесса с помощью современных ИКТ, формирование необходимой информационно-коммуникационной сети, обладающей достаточной связностью, эффективным согласованным управлением и механизмами развития.

РУДН и ряд ведущих вузов и НИИ из различных государств СНГ в сотрудничестве с крупнейшими разработчиками ИКТ уже начали реализацию этого проекта в рамках специального дополнительного раздела научно-технической программы «Создание системы открытого образования». В рамках этой программы проводятся следующие работы:

– сформирована уникальная база данных по правовым и нормативным актам, регулирующим вопросы организации и обеспечения открытого дистанционного образования (от базовых законов об образовании до нормативных актов, регламентирующих решение отдельных вопросов, таких, как создание филиалов и представительств учреждений образования, лицензирования и аккредитации, требований к УММ и их допуску к процессу обучения и т.п., а также достаточно полная подборка документов по вопросам авторских и смежных прав);

– проведены специальные исследования и подготовлены рекомендации по организации механизмов финансовых расчетов в МС ОДО;

– совместно с ЦИАН ДО и Институтом социологии РАН разработаны методики исследования актуальных потребностей населения государств СНГ в дистанционных образовательных программах совместно с МЭСИ, СГА, БГУИР, Национальным центром тестирования Республики Казахстан и другими организациями проведены широкомасштабные полевые исследования и анализ вторичной информации по этому направлению, результаты которого будут также организованы в специализированную сетевую базу данных;

– совместно с МГТУ СТАНКИН проведен анализ подходов к технологической стандартизации дистанционного образования и формируется комплекс требований к технологиям МС ОДО;

– разработана система требований к электронным образовательным ресурсам МС ОДО и конкретно к электронным учебным изданиям;

– МГИУ и рядом вузов в порядке гражданской инициативы подготовлена и осуществляется издательская программа лучших программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для МС ОДО;

– совместно с Томским ГУ формируется концепция функционирования распределенных организационных структур МС ОДО;

– МГОПУ и МГСУ разработали методики мероприятий, направленных на социальное признание дистанционного образования в государствах СНГ;

– совместно с МГТУ СТАНКИН разработан совершенно новый системный подход к организации систем менеджмента качества для организаций образования, а также комплекс функциональных моделей для системы менеджмента качества;

– разработана концепция информационно-образовательных порталов для МС ОДО и реально осуществляется информационная поддержка уже введенного в действие совместно с ГНИИ «Информика» и МТУСИ порталом поддержки дистанционного образования в СНГ для абитуриентов и студентов. В рамках партнерства с IBM на базе новейшей инструментальной среды Web Sphere разрабатывается новый информационно-образовательный портал «Информатизация образования и дистанционное обучение в СНГ», предназначенный для профессиональной аудитории специалистов ОДО (функции этого портала подробнее рассмотрим ниже);

– широкой кооперацией ведущих вузов России разрабатывается уникальный электронный контент для интернет-обучения по программам экономики, юриспруденции, педагогики, информатики, русского языка и довузовской подготовки (к концу года будет готово не менее 30 электронных учебников для системы МС ОДО);

– ИДО РУДН готовит специализированный курс по стратегическому и операционному менеджменту ОДО, для руководителей учреждений и центров ДО и педагогических работников, системно рассматривающий практические проблемы организации и управления учреждением ОДО;

– 20-21 октября 2004 года в РУДН проведена международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам и перспективам сотрудничества государств СНГ в сфере образования, рассмотревшая предложения ведущих специалистов государств СНГ в проект новой Межгосударственной программы реализации концепции формирования единого образовательного пространства.

Вместе с приобретением определенного опыта мы расстаемся и с некоторыми миражами.

Мираж 1: сотрудничество государств СНГ в сфере образования – это преимущественно интеграционные усилия правительств и органов управления образованием. Нет. Это прежде всего дело первых лиц в образовании: самих обучающихся и учреждений образования. Именно поэтому проект упомянутого соглашения содержит механизм поддержки интеграционных инициатив учреждений образования к созданию консорциумов и других форм объединений вузов в рамках их академических свобод. Интеграция возможна не «сверху – вниз», а «снизу – вверх» при поддержке или хотя бы невмешательстве верхов.

Мираж 2: дистанционное образование – это проблема информационных технологий. Нет. МС ОДО – это система, и ее поэтапное создание не что иное, как синтез решений в трех ключевых областях: область ИКТ, реализация открытого образования на основе принципов Болонского процесса и переход от жесткого государственного регулирования к экономическим механизмам координации деятельности субъектов образовательного рынка.

Мираж 3: основа механизмов сотрудничества и координации – это согласованные всеми сторонами документы, которые нужно гармонизировать и которые всем нам скажут, как работать совместно и интегрально. Нет. Основа механизмов сотрудничества и координации – это самоорганизация деятельности заинтересованных образовательных учреждений и структур не на жестко управляемом образовательном рынке, а на реальном, свободном для интеграционных инициатив рынке, где есть простор для креативной энергии и творческой инициативы. Только открытая и честная конкуренция фундаментальных знаний, высокого профессионализма, инновационности и освоения новейших ИКТ, а не национальное и региональное лоббирование сегодняшних интересов узких групп включит реальные механизмы интеграции и совместного освоения образовательного пространства.

Что же делать сейчас, когда многие продолжают цепляться за призрачные, но привычные методы? Нужно пытаться работать вместе, несмотря на трудности. Такое стратегическое видение заложено в замысел создания МС ОДО. Это не статичная цель – суметь подготовить 10000 студентов дистанционно на основе совместного обучения с использованием кредитной системы и взаимным признанием полученных квалификаций. Подлинная цель МС ОДО – это процесс перехода к новым отношениям систем образования, новой культуре сотрудничества, базирующихся на совместном освоении новейших ИКТ.

РУДН уже заложил определенный фундамент для построения нашего общего дома под названием «информатизация систем образования государств – участников СНГ». В качестве базовой организации СНГ по информатизации образования университет уже предложил определенную стратегию, сущность которой сводится к балансу механизмов:

интеграции как «снизу – вверх» в качестве основы, так и «сверху – вниз» для создания поддержки интеграционных инициатив учреждений образования национальными органами образования и введения интеграционных проблем в качестве элемента национальных стратегий и программ деятельности органов управления образованием;

поэтапного построения МС ОДО на основе применения различных ИКТ и моделей ОДО, а также баланса виртуальной интеграции интернет-ресурсов и физических совместно организуемых ресурсных центров;

системного решения проблемы создания МС ОДО на основе синтеза решений в трех ключевых областях: область ИКТ, реализация открытого образования на основе принципов Болонского процесса и переход от жесткого государственного регулирования к экономическим механизмам координации деятельности субъектов образовательного рынка.

Гульнара КРАСНОВА, директор Института дистантного образования, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте