search
main
0

Принятие решений

Тренинг по развитию навыка

Иногда даже взрослому сложно принять решение в важных жизненных ситуациях. Кроме психологической стороны (личная ответственность за последствия решения в будущем) важны специальные навыки. Человек, который привык каждый день сравнивать разные варианты между собой, выбирать из них лучший и подходящий актуальной ситуации, быстрее и эффективнее принимает решение, будучи также более уверенным в себе.

Учащимся старшего подросткового возраста (9‑11‑е классы) это дается намного труднее в силу особенностей развития мышления. В этом возрасте характерна сепарация от взрослых, но в то же время стремление к достижению одобрения со стороны. Для старших подростков важно быть самостоятельными, самим принимать решения, но не всегда этот выбор является осознанным. Несмотря на все особенности взросления, подростки склонны к максимализму, что отражает необходимость развивать критическое мышление, чтобы видеть ситуацию в разных оттенках, а не только с черной или белой стороны.

Очевидно, что в этом возрасте важнее всего направить и научить принимать решения осознанно, анализируя все обстоятельства. Таким образом, было принято решение провести тренинг «Принятие решения» среди подростков. Кроме представления цели и постановки задач структура тренинга состоит из четырех этапов, основанных на цикле Колба.

Первый этап – проблематизация (постановка проблемы, осознание важности навыка принятия решения). Проблематизация включает в себя упражнения Джеффа с различными этическими высказываниями. Участники тренинга выбирают на этом этапе правильный, по их мнению, тезис.

На втором этапе, этапе рефлексии, участники анализируют прошлый этап, а также формулируют актуальность темы тренинга лично для себя. Они отвечают на вопросы для самоанализа: «Было ли трудно выбирать?», «На чем основывался выбор?».

В третьем этапе содержится теоретический материал, включающий в себя связь проблемы и выбора, раскрытие понятий «навык поиска оптимального решения», «навык управления проблемами», концепцию по принятию оптимального решения. Концепция по принятию оптимального решения содержит семь пунктов: четыре пункта из этапа диагностики и оценки (диагностика, анализ, мозговой штурм, поиск альтернатив, критическое мышление) и три пункта этапа реализации (приоритизация, реализация решения, оценка принятого решения), раскрывающие верный алгоритм принятия решения. Данная информация помогает комплексно смотреть на сложную ситуацию, требующую принять решение, а также построить стратегию реализации решения.

Последний, четвертый, этап направлен на практическое использование изученной концепции. На примере личного опыта с выбором будущей профессиональной подготовки участники попробовали принять решение об окончательном выборе колледжа, вуза или профессии в целом.

Таким образом, были подведены итоги тренинга. В первую очередь участники отметили важность умения выбирать, привели примеры из личного опыта, отмечающие актуальность темы. Кроме того, большинство школьников высказались об удобстве использования концепции алгоритма принятия решения.

Важно научить школьников выбирать, сформировать привычку принятия оптимальных решений. Такой важный процесс перестанет вызывать затруднения, что поможет сделать правильный жизненный выбор.

Лаура ЗАНЯН, учитель английского и испанского языков школы №7;
Анастасия АБДРАХМАНОВА, учитель начальных классов школы №7;
Дарья СИДОРОВА, учитель физической культуры школы №7

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте