Само определение «включение в образовательный процесс» подразумевает, что мы должны хорошо сами понимать: – кого мы включаем; – куда включаем; – какой предполагаем результат включения.
Отсюда следуют задачи работы:
ПРИНЯТЬ ребенка таким, какой он есть. Основной линией поведения учителя выбрать терпение и интерес к ученику как к личности. ПРИНЯТЬ – значит согласиться, что аутичный ребенок имеет право на ВСЕ свои проявления.
Как отследить: принимаю его или нет? Если принимаю, то есть соглашаюсь только с его позитивными проявлениями, а на негативные раздражаюсь (пусть даже не показываю раздражение), то не принимаю вообще, так как нельзя ребенка ПРИНЯТЬ по частям, он же целое. Если ориентируюсь только на проявления диагноза, а не на ЧЕЛОВЕКА – тоже не принимаю, в ребенке много разного, много хорошего, как в любом человеке, пристальное внимание только к проявлениям диагноза помешает увидеть эти хорошие качества. Поэтому главным условием работы становится БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ ребенка таким, какой он есть.
А какой он есть? Что ему нравится, а что нет? От чего портится настроение? Что радует? Почему отказывается что-то делать? Ответы на эти и другие вопросы будут идти все время, пока мы с ним работаем. Но все они сойдутся в одном – он разный. Только что был сердитый, а дали конфету – подобрел. Приласкали – улыбнулся. Задали вопрос – удивленный взгляд. Не разрешили – опять рассердился. И так бесконечное количество раз. Но принимать нужно ВСЯКОГО и ВСЕГДА.
ПОНЯТЬ можно только того, кого приняли, с кем согласились, что он имеет право быть таким разным. ПОНЯТЬ – профессионально разобраться в мотивах поведения, видеть связь между внешним движением и внутренним. Это каждый раз ответить себе на вопрос: почему он так делает?
…Первая учебная неделя сентября. Новый ученик заставил говорить о себе всю школу – прыгнул с большой высоты. Стали думать, то есть «понимать» его, и… поняли. В понедельник был урок физкультуры, дети переоделись в физкультурную форму, спустились на первый этаж в спортзал. В четверг, в день прыжка, опять урок физкультуры, но уже лечебной. Зал находится на 4-м этаже. Дети переоделись, правило «Ходим по школе только все вместе» еще не выучили, вот он и вышел на лестницу, чтобы уже привычным маршрутом пойти вниз. А чувства страха перед высотой у него нет. Совсем. Вот и прыгнул.
С точки зрения школьной дисциплины это нарушение порядка, с точки зрения понимания его мотивации все логично.
Профессиональное понимание необходимо для точного подбора средств и методов коррекционно-воспитательной работы. И чем полнее мы понимаем ребенка, тем точнее выберем нужный к нему подход.
ШКОЛА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – это прежде всего команда высокопрофессиональных специалистов, постоянно создающих и поддерживающих атмосферу ПРИНЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ детей. В такой атмосфере легче решать самую главную задачу школы: как ПОМОЧЬ ребенку развиваться? Чему учить в первую очередь? Как? Сколько?
ПОМОЧЬ – значит грамотно выстроить образовательную стратегию. Помочь можно только тому, кого принимаешь и кого понимаешь. Значит, учителю мало быть только учителем – в первую очередь надо научиться «видеть», кого он учит.
…Урок письма. У доски высокий, красивый мальчик. Что писать и как, он знает, но слабая координация движений не позволяет написать и двух слов – рука уже впереди, а ноги остались далеко позади. От такого дискомфорта он устает, но самостоятельно скоординировать свои движения не умеет. И через каждые два написанных им слова: «Шагай, шагай. Держись другой рукой за доску. Шагай».
Программа. «Не мы должны подчиняться программе. Это программа помогает нашей работе» (Гэри Банч. «Включающее образование»). Специально написанной программы для каждого класса может и не быть, но обычная программа коррекционной школы VIII вида дает возможность дать необходимые знания детям. Для этого сам учитель должен знать, что для его учеников на данный момент стало самым главным в этой области знаний.
Что самое главное на уроках чтения? Только техника чтения и понимание прочитанного? Но если ребенка учить находить и раскрывать суть произведения, показывать, как эта нравственная категория работает в его жизни или не работает, то постепенно он научится отвечать на вопрос: «Чему меня учит это произведение?».
Школа со своим четким распорядком дня, стабильным расписанием уроков, разумными требованиями к поведению учащихся – помощь в организации жизни аутичного ребенка. Для него это тот порядок, в котором все предсказуемо, стабильно, все всегда на своих местах. Такое наведение внешнего порядка жизни постепенно приводит к организации порядка внутреннего. Это внутреннее движение становится более равномерным, спокойным, тогда не тратятся силы на настороженность, скованность. В следующую ситуацию ребенок войдет более уверенно, потому что она для него уже знакома.
Ассистент учителя в классе для детей с РДА – не излишество, не временная мера, а необходимость. Привлечь внимание ученика, поддержать руку на письме, помочь сориентироваться в тетради, в учебнике – это та самая индивидуальная работа, без которой затрудняется движение всего класса. Работа ассистента позволяет ребенку, нуждающемуся в дополнительной помощи, быть в «общем потоке» с одноклассниками.
Диктант. Витя пишет с помощью ассистента, предложения более короткие, чем для других детей. Самостоятельно найти орфограмму в тексте он пока не умеет, ее «найдет» ассистент, но выделить цветной ручкой, то есть «узнать», он может.
…Внеклассные мероприятия у нас в школе всегда проходят очень интересно, ведь каждый ученик начальной школы на таких праздниках становится артистом. В этот день на этаже царит суета, волнуются родители, дети, учителя. Последние приготовления, репетиции… Наконец начинается праздник.
На самом первом празднике ученики нашего класса были только в роли зрителей. Но тогда даже такая роль им была не под силу – их внимание не удерживало всего происходящего, от большого числа людей они быстро устали. К следующему празднику готовились всерьез: учили стихи, много репетировали на сцене. Выступление состоялось… Некоторым детям помогали мамы, которые выходили на сцену вместе с педагогами. Сегодня даже сама подготовка к празднику стала интересной детям. Каждый участвует в выступлении в меру своих возможностей, но все с желанием. И чем больше усилий дети приложили на репетициях, тем с большим интересом смотрят на выступления детей из других классов.
IV РЕЗУЛЬТАТ ВКЛЮЧЕНИЯ в образовательную среду на сегодняшний день проявляется в том, что:
– сформирован устойчивый пространственно-временной стереотип занятий, класс работает в обычном школьном режиме;
– расширилась зона психологического комфорта – спокойно себя чувствуют не только на этаже, но и в столовой, спортивном зале;
– значительно уменьшилось проявление такой характерной черты аутичных детей, как избирательность в еде;
– прослеживается динамика развития каждого ребенка.
Конечно, не все задачи можно считать решенными.
Но у всякой задачи есть решение, если условием работы выбрать:
– безусловное принятие;
– профессиональное понимание;
– веру в возможности развития детей.
И.КАЛИНИНА, учитель-дефектолог коррекционной школы №359
Комментарии