Необходимость повышения качества образования в школе заставляет образовательные организации изыскивать новые внутренние ресурсы. Одним из таких ресурсов, по нашему мнению, может быть интеграция общего и дополнительного образования.
Нам видится очевидным, что интеграция двух систем (общего и дополнительного образования) в школе может быть эффективной, позволит объединить ключевые особенности, принципы и ценности прежних систем, и в итоге данного объединения обучающиеся смогут воспользоваться всеми необходимыми средствами, условиями для совершения мировоззренческого выбора, самоопределения в культуре, социуме и получения качественного общего образования.В процессе интеграции общего и дополнительного образования внеурочная деятельность играет ключевую роль. Она становится своего рода посредником, медиатором между общим и дополнительным образованием.Основные этапы проектирования модели интеграции.1‑й этап. Анализ ситуации и разработка концептуальных основ модели – анализируем специфику образовательного процесса, его направленности в образовательном комплексе, затем анализируем ресурсную базу и какие ресурсы следует привлечь.Анализировались: результаты ежегодного комплексного самообследования, программа развития школы, мнение родителей о качестве предоставляемых услуг дополнительного образования в прошедшем учебном году, результаты голосования по вопросу открытия новых кружков и секций в образовательной организации, эффективность участия обучающихся в конкурсных мероприятиях города.2‑й этап. Проектирование содержания модели интеграции общего и дополнительного образования детей. Оцениваем возможность развития существующих направлений или добавляем новые. Какие профильные классы существуют или планируются открыть, в каких значимых городских проектах школа уже принимает или планирует принять участие, каким образом это будет полезно обучающимся (будущим выпускникам) для построения индивидуального образовательного маршрута. Составление учебного плана, программы курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ. Привлечение к разработке учителей-практиков, которые будут реализовывать эти программы, учителей-предметников. Подготовка необходимых локальных нормативных правовых документов школы.3‑й этап. Разработка диагностического компонента модели интеграции общего и дополнительного образования детей включает: портрет выпускника, перечень заявленных результатов воспитательной работы всего комплекса с учетом реализуемой интеграции общего и дополнительного образования; диагностические материалы по каждой предметной области и составляющим ее дисциплинам, диагностические материалы по программам курсов внеурочной деятельности, учитывающие модели интеграции; материалы, позволяющие оценить качество обучения по дополнительным общеразвивающим программам; материалы, позволяющие поддерживать обратную связь. Частью диагностического компонента модели служит комплекс средств и методик, позволяющих осуществить мониторинг его эффективности. Запустить мониторинг планируется в конце 2018‑2019 учебного года.4‑й этап. Проектирование управленческих инструментов, обеспечивающих эффективность разработанной образовательной модели интеграции общего и дополнительного образования детей в практике.Этап реализуется параллельно с содержательным и диагностическим блоками. Вероятно, что процессы, которые будут запущены содержательным и диагностическим блоками, потребуют существенного пересмотра традиционно существующих управленческих рычагов, механизмов и инструментов. Важно продумать регулирование финансирования и системы стимулирования учителей, педагогов дополнительного образования.Нами разработаны критерии оценки деятельности педагогов дополнительного образования для определения стимулирующих выплат, составлен план проведения контроля деятельности объединений дополнительного образования; план информационного сопровождения деятельности профильных и предпрофильных классов (информация о конкурсах, результатах участия обучающихся, публикации в профильных журналах, электронных изданиях), разработана «дорожная карта» по представлению педагогического опыта педагогов дополнительного образования (дни открытых дверей, открытые занятия, информационные сообщения на сайте школы).5‑й этап. Анализ и корректировка составляющих образовательной модели интеграции. Протекает параллельно.
Опыт работы школы в направлении интеграции уже показал первые значимые результаты: кадетский класс школы №1324 занял 3‑е место среди кадетских классов московских школ. В 2017‑2018 учебном году семь обучающихся успешно прошли предпрофессиональный экзамен, двое обучающихся стали призерами предпрофессиональной олимпиады. В 2018‑2019 учебном году школа принимает участие в городском проекте «Инженерный класс в московской школе», открыт класс «Математическая вертикаль», у нас есть первые успехи – победитель VII открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia в возрастной категории «Юниоры».
Марина ХЛЕБЦОВА, педагог-организаторшколы №1324
Комментарии