Из педагогики, преподаваемой в университетах, учителям, думаю, известны основополагающие принципы дидактики: наглядности, доступности, последовательности, научности и т.д. Однако среди этих принципов недостает главного, направленного на самую суть ребенка. Его следовало бы назвать “принципом Тома Сойера”.
Впервые он был четко сформулирован САМЮЭЛЕМ ЛЕНГХОРНОМ КЛЕМЕНСОМ (Марком Твеном):
– Для того чтобы мальчику или девочке что-то захотелось делать, надо только одно – чтобы этого было нелегко добиться.
Давайте вспомним, как был наказан Том: ему было велено побелить забор. Дети, уличные мальчишки, увидев Тома, занимающегося столь непрестижным делом, хотели от души посмеяться над ним. Но не тут-то было! Он ТАК КРАСИВО и С ТАКОЙ ОХОТОЙ ДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО, ЧТО ИМ ТОЖЕ ЗАХОТЕЛОСЬ. Мало того, они только за то, чтобы чуть-чуть самим поработать, отдавали Тому свои богатства: серединку от яблока, дохлую крысу на веревочке, чтобы ее можно было крутить, осколок синего бутылочного стекла, ключ, который ничего не открывал, пробку от графина и т.д. и т.п.
Забор был побелен в ТРИ СЛОЯ (так много было желающих поработать), и если бы не кончилась известка, Том разорил бы всех мальчишек города.
А вот вывод, сделанный Томом:
– Работа – это то, что человек обязан делать, а ИГРА – это то, что человек делать не обязан.
Мне за 40 с лишним лет пришлось учить детей высочайшей одаренности и… детей, страдающих синдромом Дауна. Среди первых – выпускники МГУ и Физтеха, среди вторых – рабочие орловского унитарного предприятия реабилитации и социальной адаптации инвалидов с детства “Дружба”. Последние не стали бременем ни для семьи, ни для общества. Социальное “потянуло” за собою физиологическое: вместо обещанных учеными 15-20 лет жизни многие перевалили уже за 50 лет, у них улучшаются речь, память, мышление, спектр социальных связей.
В обоих случаях ПРИНЦИП ТОМА СОЙЕРА БЫЛ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ СРЕДИ остальных принципов дидактики.
Но как его может использовать, скажем, учитель? Или сам ученик?
Высылаю “Математический календарь года Козы”. Он тоже построен на “принципе Тома Сойера”. Круг вопросов, которые мог бы разрешить думающий и способный педагог с его помощью, куда шире того, что дан в правилах пользования им.
Математический табель-календарь года Козы
Как пользоваться календарем
Каждый месяц имеет свой КОД (иногда тот же КОД имеют несколько месяцев).
Чтобы определить день недели, приходящийся на определенное число нужного нам месяца, надо:
а) По таблице найти КОД этого месяца;
б) К числу прибавить найденный КОД;
в) Полученную сумму разделить на 7;
г) Если:
сумма разделилась без остатка, то этот день ВОСКРЕСЕНЬЕ;
в остатке 1, то ПОНЕДЕЛЬНИК;
в остатке 2 – ВТОРНИК;
в остатке 3 – СРЕДА;
в остатке 4 – ЧЕТВЕРГ;
в остатке 5 – ПЯТНИЦА;
в остатке 6 – СУББОТА.
Например. Какой день недели будет 23 августа 2003 года? Код августа 4. (23 + 4) : 7 = 3 (ост. 6). Значит, 24 августа – суббота. А 1 сентября? 1 + 0 = 1. И делить не надо – понедельник. Определим день недели 8 марта: (8+5) : 7 = 1 (ост. 6). 8 марта – суббота, значит, гуляем 2 дня подряд, спасибо девочкам! А 1 июня в День защиты детей? (1 + 6) : 7 = 1 (ост. 0). Значит, 1 июня – ВОСКРЕСЕНЬЕ!
Яков ЮДЕЛЕВИЧ,
заслуженный учитель России
Орел
Комментарии