В мире накопилось такое количество информации, что ориентироваться в растущем потоке сведений и сообщений становится все сложнее и сложнее. Увеличение объемов информационных потоков, окружающих человека, привело к осознанию фундаментальной роли информации в общественном развитии. Акцент на таких понятиях, как информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация, формирует новые социальные запросы, предъявляемые к современному школьнику.
При этом современное информационное общество развивается настолько динамично, что даже представители «цифрового поколения» не успевают за столь стремительными процессами. А то, чему мы учим современного школьника – это уже «вчера», особенно в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ».Таким образом, возникает противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. На мой взгляд, разрешение данного противоречия возможно лишь при целенаправленном и системном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса по формированию информационной культуры в рамках реализации пяти принципов: принципа проектирования, принципа межсетевого взаимодействия, принципа интерактивности, принципа социализации и принципа свободы.Используемые мною принципы направлены на формирование трех компонентов информационной культуры: когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного. Когнитивный компонент:- способы обработки информации; – интернет-грамотность;- ЗУН работы с информацией; – ЗУН информационных процессов; – ожидания;- коммуникативные навыки; – предпочтение каналов получения информации;- способы поиска.Эмоционально-ценностный компонент:- нравственные аспекты;- информационные потребности, интересы; – мотивы, ожидания; – самооценка;- предпочтение каналов получения;- отношение к девиантному поведению в Интернете. Деятельностный компонент:- способы поиска, получения и передачи информации; – применение информации в различных сферах жизнедеятельности; – интернет-сообщества;- информационные ресурсы;- формы деятельности в Интернете. Принцип проектирования Когнитивная составляющая информационной культуры в рамках принципа проектирования формируется посредством проектной и исследовательской деятельности учащихся. Поскольку при создании проектов учащимся необходимо искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Моделирование процессора, доказательство относительности единицы массы в современном мире, программирование психологических тестов, доказательство красоты математических формул – это лишь малая толика создаваемых учащимися проектов. Эмоционально-ценностная компонента, определяющая установки, оценки, отношения, является неотъемлемой частью создания любого проекта. Развитие таких умений, как осознание и понимание эмоций окружающих, направлено на формирование эмоционального интеллекта – это направление моей дальнейшей работы. Учащимся очень важна оценка не только учителей, но и родителей, сверстников. Свои проекты ребята представляют на родительских собраниях, в рамках информационных сообществ, а социальные проекты защищают перед городской общественностью. Таким образом формируется деятельностный компонент информационной культуры.Принцип межсетевого взаимодействияВ первую очередь данный принцип основан на работе в рамках социальных сетей. Социальные сети, несмотря на всю противоречивость отношения к ним, являются неотъемлемой частью нашей жизни. И могут принести много пользы, если ими не увлекаться.Социальные сети пригодятся для проведения опросов, для онлан-оповещений, проведения видеоконференций. Ученики размещают на страницах социальных сетей свои творческие работы. Одну из таких работ делали наши ученики совместно с учащимися Санкт-Петербурга в рамках сообщества образовательного портала «Новая школа». Это социальная реклама, и рассказывает она о проблеме «выпадания» молодого поколения из реальной жизни из-за стопроцентного погружения в мир Интернета и социальных сетей. Сотрудничество со школьниками из Санкт-Петербурга продолжилось в рамках туристической поездки. Совместно с учителем литературы Татьяной Вадимовной Селезневой были разработаны индивидуальные маршрутные листы (план-задания) для деятельностного посещения музеев города. Экскурсию проводили ученики из Санкт-Петербурга.Межсетевое взаимодействие позволяет организовывать межвозрастные проекты. В нашей школе мы сделали такой проект с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками на тему «Отечественная война 1812 года». Внедрение информационных технологий неразрывно связано с развитием технических средств. Проводимые мною исследования в области использования интерактивного оборудования выявили повышение качества усвоения учебного материала, особенно у отстающих учащихся. Принцип интерактивности Он работает не только тогда, когда мы используем современные технические средства, но и в том случае, если в ход идут информационные ресурсы сети Интернет. Это в первую очередь цифровые образовательные ресурсы. А также ресурсы для обработки и получения информации различного вида.Так, например, семиклассники на уроках анализируют курс доллара или евро за последний месяц, а одиннадцатиклассники на основе ранее представленных данных составляют анализ, используя линию тренда. Поскольку этот анализ осуществляется по прошествии времени, они имеют возможность сопоставить свои результаты с реальным положением дел.Принцип свободыТемы проектов определяются самими учениками. Выбор темы определяется потребностями и интересами учащихся. Так, например, проект «Пить или не пить» помог плавно войти в новый учебный предмет – химию. Ученики 7-го класса на основе химических опытов и анализа напитков, купленных в магазине, постарались доказать вред магазинного лимонада, а также предложили альтернативу – домашний лимонад. Принцип социализацииОбъясню, как он работает, на примере проекта «Выборы-2007». Ребята действовали по плану:1. Поиск информации по технологии проведения выборов. 2. Анализ и систематизация найденной информации.3. Получение информации (видеосъемка).4. Обобщение и структурирование полученной информации.5. Представление информации (создание видеосюжета).6. Защита проекта перед общественностью.
Елена НАЗАРОВА, учитель информатики средней школы №27 Ульяновска, учитель года Ульяновской области-2012
Комментарии