В каждом петербургском вузе, безусловно, работа со студентами имеет свои особенности и выстраивается согласно представлениям о ней администрации высшего учебного заведения. В Герценовском университете серьезный акцент сделан на воспитательной работе, и, наверное, это единственный вуз в городе, где она является не просто отдельным направлением, а встроена в логику всех образовательных программ. Да и как иначе? Ведь именно будущим учителям воспитывать будущие поколения. Более подробно про систему работы со студенческой молодежью рассказывает и. о. проректора по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ имени А.И.Герцена Александр НИЗОВ.
– Александр Николаевич, студенческая жизнь – это время, насыщенное разными событиями. Что делает университет, чтобы эти события были яркими и незабываемыми?
– Вы правы, студенчество – замечательная пора жизни, и благодаря не только бурному событийному ряду, но и тому опыту, который молодые люди получают, участвуя в студенческом самоуправлении. К примеру, у нас существует совет обучающихся, который согласно Уставу университета объединяет в себе совершенно разные формы студенческой самоорганизации, в том числе клубы по интересам, причем по разным направлениям, начиная от Герценовского игрового клуба, который с удовольствием посещают игротехники и любители различных игр, и заканчивая студобъединениями, которым уже десятки лет. К последним можно отнести студотряды: педагогические, строительные, отряд проводников, археологический отряд.
Студенческие отряды – это ребята, которые формируют штаб и привлекают в наши объединения не только герценовцев, но и студентов других вузов. В первую очередь это касается педагогических отрядов, потому что педагогическая деятельность – основной профиль университета.
В нашем студенческом Дворце культуры также имеют возможность заниматься студенты совершенно разного профиля и разных направлений и прокачивать навыки, связанные с ораторским мастерством, публичными выступлениями, творческой самопрезентацией – всем тем, что относится к категории гибких навыков. Это важно не только для каждого будущего педагога, но и для любого специалиста.
Конечно, нельзя не сказать про добровольчество. Это очень широкое направление, которое реализуется как в педагогическом, так и в социальном волонтерстве. Также мы привлекаем студентов в качестве полноценных соорганизаторов ключевых событий города и страны, которые проводятся на базе университета. Все это те направления воспитательной деятельности, на которые мы ориентируемся при работе со студентами.
Нужно отметить, что университет активно вовлечен в систему молодежной политики Санкт-Петербурга и России. Мы не забываем про участие студентов в федеральной форумной кампании, в грантовых конкурсах Росмолодежи. Наши студенты участвуют в проектных акселераторах на уровне университета. Также мы готовим их к тому, чтобы подавали заявки на грант, выигрывали и при поддержке университета прокачивали то, что сейчас называется проектным мышлением. Это созвучно тем запросам, которые есть у современных школ к выпускникам Герценовского университета. Сегодня проектная деятельность активно входит в учебный процесс школ города. И наши выпускники конкурентоспособны на рынке труда, потому что не только в теории понимают, что такое учебный проект, но и прошли настоящую проектную школу, реально поучаствовали в конкурсе, защитили свою идею, презентовали, реализовали ее. А дальше проектные технологии перекладываются на любую сферу жизни, потому что эти же самые методики мы применяем в управлении временем, в решении задач, в том числе в рамках учебного процесса в школе.
Отдельно я бы хотел сказать про «Точку кипения». Это пространство открылось недавно и стало тем местом, где проходит вся проектная работа студентов. «Точка кипения» стала точкой сбора различных сообществ, не только вузовских, но и городских. Например, сюда приходят учителя-практики, работающие в режиме инновационной площадки, и делятся своим опытом. К этому подключаются студенты; таким образом, университет выступает и содержательным модератором, и нейтральной площадкой, где есть место для дискуссии и обсуждения новых педагогических методик и технологий. Студенты в этом случае чувствуют себя не только объектом воздействия, в который постоянно пытаются вложить информацию, но и сами обсуждают серьезные вещи. Это важно для студентов, чтобы их мнение слышали, воспринимали серьезно и относились к ним как к будущим педагогам. Это уже другой уровень ответственности за то дело, которое ты делаешь, за профессию, которую ты представляешь, за университет, в котором ты учишься.
– И мы возвращаемся к теме самоуправления: когда молодой человек относится серьезно к своему статусу студента, то и ответственность у него выше.
– Конечно. Мы представляем самоуправление в логике определенной самоорганизованности и культивируем это в студентах, но, с другой стороны, мы относимся к студентам как к союзникам, и тогда это скорее система соуправления, когда студенты вовлечены в систему принятия управленческих решений. Если университет понимает и согласен с позицией, что какие-то аспекты студентам видны лучше, то развитие вуза идет синхронно с восприятием этой проблематики студентами.
Этот очень положительный момент, к слову, формирует правильную корпоративную культуру, которая зависит не только от сотрудников, но и от студентов. Мы видим в развитии студенческого самоуправления инструмент формирования внутренней культуры, когда воспитываем студентов ответственными, когда они отождествляют себя с Герценовским университетом и даже через 5‑10 лет после выпуска с теплом вспоминают свои студенческие годы, с удовольствием возвращаются и откликаются на приглашение принять участие в различных мероприятиях вуза. Это и есть сообщество Герценовского университета.
Плюс наши выпускники проецируют культуру Герценовского университета на те коллективы, где будут работать. И мы говорим не только про качество образовательного процесса, что очень важно, но и про культуру открытого диалога, правильной воспитывающей среды, правильного использования цифровых технологий и т. д.
Еще мы взяли курс на то, чтобы быть максимально открытыми студенческим идеям. Времена, когда администрация вуза сидела и придумывала за студентов, какие мероприятия провести, уходят в прошлое. Мы не боимся и не стесняемся спрашивать у студентов, какие творческие, познавательные, просветительские мероприятия им интересны, в какой форме. Самые лучшие идеи мы поддерживаем. Одной из таких инициатив стали традиционные балы. Никто не думал, что проведение петербургских балов в университете станет столь популярным! А сегодня у нас проводятся три бала и, кроме того, идут беседы о петербургском этикете, о традициях Петербурга ХIХ века. Это хороший пример того, когда идее, идущей от студентов, не мешали, а дали развиться и подсказали, как лучше ее реализовать.
– Александр Николаевич, как вся эта работа, проводимая в вузе, влияет на формирование личности студента?
– Это хороший вопрос. На Всероссийском форуме РДШ я проводил мастер-класс для учителей, который назывался «Может ли цифровая среда быть воспитывающей, а воспитывающая среда – цифровой?». И мы с коллегами, даже не коснувшись темы «цифры», попытались ответить на вопрос: а что такое воспитывающая среда и может ли в современных реалиях среда быть воспитывающей?
На мой взгляд, со школой в этом вопросе проще, потому что, как правило, дети учатся с 1‑го по 11‑й класс и они привыкли к той среде, в которой выросли, и в целом большинство наших школ таково, что мы понимаем, что такое воспитывающая среда. В вузе все сложнее. Сюда приходят уже взрослые люди, и те инструменты, которые применяются в школе, здесь уже использовать нельзя. Поэтому возрастает роль личности. Ведь еще Константин Дмитриевич Ушинский учил, что только характер воспитывает характер. В вузе мы опираемся на педагогов, профессоров, и важно, когда уже с первого курса проявляется авторитет преподавателя. С другой стороны, ориентируясь на примеры передовых университетов, и не только педагогических, мы видим, насколько для студентов ценно качество взаимодействия с университетской средой по таким направлениям, как удобство расписания, рациональное выстраивание учебного процесса, атмосфера в коллективе, микроклимат внутри учебной группы и т. п.
Не менее важно, чтобы студенты не чувствовали себя одинокими в тех проблемах, с которыми сталкиваются. У нас большинство студентов иногородние, для них поступление и переезд в другой город – это новая жизненная ситуация, я бы даже сказал, стресс. Поэтому на университет ложится двойная задача: адаптация студентов не только в вузовскую среду, но и в среду города. Учитель ведь транслирует ценности, позицию, а это независимо от предмета, что преподает учитель, обязательно связано с общекультурным уровнем, с тем, насколько он впитал атмосферу Петербурга. Поэтому для нас по сравнению с другими педагогическими вузами, которые не менее имениты и значимы, огромным козырем является та городская культурная среда, которой мы окружены. Уже на 1‑м курсе мы по максимуму стараемся знакомить студентов с этой средой, выводить их на городские мероприятия.
Возвращаясь к теме воспитывающей среды, скажу: конечно, ее создает вуз, но задача системы воспитания не воспитывать, как говорится, в лоб. Созидательной деятельностью постоянно и ненавязчиво мы помогаем студентам сформировать ценности профессии педагога, сформироваться самим как личность, ознакомиться с городом, почувствовать себя не гостем, а носителем петербургской, герценовской культуры. Да, для этого студенческих лет мало, но именно в это счастливое время можно стать частью университетского, городского сообщества.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии