search
main
0

Принцип работы – партнерство

За последние 15 лет существенно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным мир, в который должен войти выпускник школы, изменились нормы и ценности, модели поведения, которые должен освоить будущий выпускник. Показательно, что сейчас «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни». Свое представление о «взрослости» юноши и девушки больше связывают с социально-ролевыми изменениями, прежде всего с обретением экономической самостоятельности, личностной ответственностью за свои поступки, способностью рассчитывать на свои силы, умения, знания. Активная позиция детей способствует их социальной адаптации. Наблюдая за катаклизмами, происходящими на Земле, дети испытывают обоснованную тревогу за ее будущее.

Роль экологического образования в современном мире становится ведущей. Оно необходимо для решения экологических проблем, которые не имеют границ, а значит, объединяют интересы разных людей на Земле. Правительство Москвы уделяет много внимания как экологическому состоянию города, так и экологическому просвещению его населения. Яркое тому подтверждение – «Комплексная программа непрерывного экологического образования (НЭО) в Москве».

К сожалению, в Юго-Восточном округе экологическая обстановка одна из самых неблагоприятных. В связи с этим экологическое образование и воспитание наших учащихся становятся особенно актуальными. Экологическое просвещение в округе осуществляется благодаря созданию единого экологического пространства, в котором школы сотрудничают между собой, с научно-методическим центром, другими организациями, сотрудничают ученики и учителя.

Такая система образования сложилась не сразу, а благодаря тому, что методисты округа вели системную работу по разным направлениям.

Для решения проблемы кадрового обеспечения была организована работа по экологическому просвещению педагогов, активно использовался весь потенциал московской системы повышения квалификации. Учителей направляли на курсы при Московском институте открытого образования (МИОО), Московском независимом эколого-политологическом университете, полевом экоцентре «Экосистема». Совместно с Московским эколого-образовательным комплексом (МЭОК) при Московском независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ) были организованы курсы на базе ЮВАО, шло обучение в Политехническом, Дарвиновском, Биологическом музеях с помощью циклов лекций и семинаров. На базе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) учителя проходили практику.

Округ вел активную работу, реализуя принятую в Москве «Комплексную программу НЭО до 2005 года», организовывал изучение богатого опыта школ, необходимого для реализации идей НЭО. Этот опыт обобщали на семинарах и «круглых столах» в округе и на городских научно-практических конференциях, проводимых методистами ЮВАО совместно с кафедрой биологии Московского института открытого образования, публиковали методические материалы в специальной периодической печати. В итоге в округе была сформирована сеть опорных школ, которые способствовали дальнейшему распространению опыта по созданию модели НЭО.

Учитывая, что НЭО не ограничивается рамками базовых предметов и спецкурсов, что оно должно осуществляться через внеклассную и внешкольную общественно-практическую деятельность, совместно с опорными образовательными учреждениями (ООУ) отрабатывается механизм взаимодействия школы с высшими учебными заведениями, родителями, населением, средствами массовой информации (СМИ), внешкольными организациями. Сегодня партнерами округа стали МИОО, МЭОК при МНЭПУ, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Московская городская станция юных натуралистов (МГСЮН), Ботанический сад МГУ, экоцентр «Заповедники», полевой центр «Экосистема», московские музеи, ООПТ Москвы и Московской области, Московский экоцентр, московский центр экологического просвещения «Природа», московские парки – «Кузьминки», «Люблино», «Лефортово». Например, на территории огорода Главного ботанического сада МГУ действует экологический клуб, где проводят интересные занятия с учащимися 6, 7, 9-х классов, где школьников и учителей обучают доступным методикам экологического исследования. На базе музеев проводятся лекции и семинарские занятия, материал которых ученики используют в проектной деятельности. На базе ООПТ (леспаркхозы «Горки», «Лосиный остров», «Мещера») идет исследовательская и эколого-просветительская деятельность учащихся.

Традиционной формой вовлечения учащихся в экологическую деятельность стало участие школ округа в природоохранных акциях окружного и городского уровней, экологических праздниках: «День прилета птиц», «День парка», «День Земли», «День защиты окружающей среды», в экологическом десанте, в фестивалях и конкурсах, организованных совместно с Департаментом природопользования города Москвы, с префектурой и управами округа и другими государственными и общественными природоохранными организациями.

Большое значение придает округ системе внеурочной деятельности, в ЮВАО работают кружки, факультативы, элективные курсы, осуществляется проектная деятельность, формируются школьные и выездные экологические лагеря.

Для повышения качества экологического образования и воспитания активно внедряются новые педагогические технологии. В округе был создан методический совет учителей экологии, основными задачами которого стали оказание консультативной помощи учителям, обобщение педагогического опыта, изучение и распространение новых педагогических технологий. Значительное внимание при этом уделялось организации проектной деятельности.

Результатом работы по организации проектной деятельности в образовательных учреждениях округа можно считать увеличение количества школ, выделивших часы на проектную деятельность по экологии, и участников и призеров окружного и городского уровней (45% окружных призеров заняли призовые места на городских конкурсах).

Для повышения эффективности экологического просвещения в округе важным направлением работы методического центра стал поиск новых форм экологического образования, которые позволили бы привлечь школы, учителей и учащихся к изучению экологических проблем. Такая новая форма была найдена – это ученическая научно-практическая экологическая конференция, которая стала традиционной в округе. Она проходит ежегодно в несколько этапов и состоит из таких мероприятий, как (одни стали традиционными, другие обновляются): торжественного открытия конференции, заочной защиты проектов и работы секций, различных выставок творческих работ учащихся, выполненных на экологическую тему, экологических игр (например, «Город мастеров»), проведения природоохранных акций, заслушивания лучших проектов (предварительно доработанных) и подведения итогов конкурса проектов, церемонии награждения. Всем участникам вручают годовой календарь экологических действий, результаты работы в течение года ученики отправляют на сайт, а наиболее активные из них затем получают награды.

По итогам конференции подготовлены и изданы методические рекомендации по составлению экологического паспорта школы, который позволяет силами учащихся и учителей провести экологическую оценку пришкольного участка, школьного помещения, психологического климата в школе и так далее, изданы уже два сборника материалов конференции с тезисами проектных работ призеров конкурсов.

За реализацию экологического проекта, в рамках которого проходила первая ученическая конференция «Юго-Восток Москвы, его экологическое прошлое, настоящее и будущее», округ и рабочая группа стали лауреатами конкурса премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды.

Научно-методический центр совместно с окружным управлением образования организовали постоянную экспозицию на ВВЦ о системе экологического образования и воспитания в Юго-Восточном административном округе, она получила высокую оценку Правительства Москвы и Департамента природопользования – организатора выставки.

Положительными результатами развития экологического образования в округе можно считать успешное выступление наших школьников на олимпиадах, конкурсах, фестивалях городского, всероссийского и международного уровней.

Школьники нашего округа участвуют в международных форумах («Одаренные дети»), детских экологических движениях («Зеленая планета»), международных программах (программа «Экомир» в рамках международной программы для молодежи «Авард»).

С 2002 года на базе округа работает сеть городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» под руководством профессора Геннадия Ягодина. В ЮВАО в эксперименте участвуют 5 школ (№№778, 355, 1145, 1147, ЦО 1420 и лицей №1547). Эти школы – авангард экологического образования округа и города. На их базе отрабатываются модели непрерывного экологического образования, системы экологического мониторинга окружающей среды, а на базе лицея №1547 – еще и переход школы на модель устойчивого развития. Ежегодно обобщается опыт работы этих образовательных учреждений на семинарах, «круглых столах», конференциях на окружном и городском уровнях, он распространяется через средства массовой информации, сайты, на курсах для педагогов и руководителей образовательных учреждений на базе кафедры экологии устойчивого развития МИОО. Сейчас школы – участники городской экспериментальной площадки участвуют в работе над учебно-методическим комплектом курса «Экология города Москвы и устойчивое развитие».

Ученые и специалисты считают, что реализация экологического образования в Юго-Восточном округе осуществляется успешно. Но если учесть, что количество экологических проблем нарастает, мы должны на еще более высоком уровне заниматься экологическим образованием школьников, не отставать в этом от передовых регионов нашей страны и прогрессивного мирового сообщества, а это значит, что в новом учебном году нам предстоит немало новой и интересной работы.

Людмила ФИЛИППОВА, кандидат педагогических наук, директор Научно-методического центра Юго-Восточного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте