Как-то прочитала у Валерии Новодворской: «Педсоветы – это совместные заседания детишек и воспитателей на демократических началах, принятых в нашей стране. Эти начала ничем не отличаются от общепринятых и соответствуют нормам российской действительности. Вместо демократии – игра в демократию, вместо инноваций и проектов – исполнительство или тихий саботаж». Кому он нужен, такой педсовет? Теперь, с высоты своего педагого-психологического опыта, поработав и в школе, и в педагогическом университете, могу сказать: такой педсовет не нужен никому. Нужен другой, настоящий, не «игрушечный». На педсовете проверяется и проявляется нормированность жизни школы как организации. Педсовет выявляет наличие или отсутствие в ней опор, которые держат на себе все – и схему трансляции норм в школе, и схему их обновления. Педсовет может быть площадкой, на которой выверяются модели устройства школьной жизни, в том числе адекватность маленькой модели социума – сообщества педагогов школы. Как ни странно, может сообщество все же существовать, но быть сообществом не педагогов, а домохозяек. Или не быть вовсе, когда слишком сильна власть директора.
Впрочем, выскажу крамольную и противоречивую мысль: демократия в школе возможна только в рамках авторитета руководителя. Именно во власти директора превратить школьный коллектив, точнее, отдельных личностей – в сообщество: либо домохозяек, либо педагогов. Вообще нынешним директорам не позавидуешь – контингент им достался нелегкий, сильно разболтанный трудными временами беззарплатья. Раньше многие не желали брать на себя ответственность, потому что им не платили, теперь – по привычке. Сломать ее трудно, но можно, что уже доказано множеством примеров. Плохой, скучный педсовет «для галочки» – это «заслуга» не только директора, но и психолога школы. При подготовке и проведении любой профессиональной встречи педагогов полезно советоваться с ним. Правда, администрация часто навязывает психологу узкие функции – диагноста всего, что может взбрести в голову, вплоть до качества работы педагогов. Учителя же отличаются тем, что легко ставят оценки, но чрезвычайно болезненно относятся к оцениванию их самих. А именно такие оценки часто расставляются на педсоветах. Тут-то и поможет психолог – в его компетенцию входит и напоминание администрации о поддержании психологического комфорта в школе.
Не надо обладать особой мудростью, чтобы понять – психологический комфорт возможен там, где люди делают одно общее дело. Очень важно, чтобы учителю было интересно все, в чем он участвует. Тогда разговоры о творческой природе педагогической деятельности не останутся пустыми словами. Тогда и педсовет превратится в совместное творчество. Для того чтобы школьное сообщество состоялось, в мировой практике организации самоуправления давно используются пять принципов. Во-первых, принцип соучастия, когда участники сами разрабатывают идеи и «правила игры», потому становятся активными участниками распространения и реализации этих идей. Во-вторых, принцип прозрачности, когда «все знают все», всем понятны шансы и возможности, границы и рамки общепринятых норм. В-третьих, принцип «оптимизации», когда установлены общепринятые критерии, проработаны и введены понятия «эффективности», «результативности», «актуальности»… В-четвертых, принцип распределения ответственностей и общих рисков, когда администрация вмешивается в дела подчиненных только по их просьбе или в случае нарушения принятых ранее договоренностей, нештатных ситуаций. В-пятых, принцип «целостности и связности», преемственности дела, связи между «прошлым, настоящим и будущим». Поскольку все эти принципы – следствие правила «золотого сечения», то при их соблюдении форма проведения педсовета может быть разной, и вряд ли она будет скучной. Форм педсовета сейчас изобретено множество. Деловая игра, где основное место занимает групповая деятельность, может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Для «круглого стола» необходимо отобрать проблемные, спорные вопросы. Ситуативный педсовет рассматривает одну или несколько ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Дискуссия требует, чтобы педагоги заранее разделились на подгруппы и подготовили свои доклады по обсуждаемой проблеме.
Любой совет в его широком понимании – это обмен мыслями, идеями, опытом. На мой взгляд, задача психолога – помочь организовать педагогический совет так, чтобы этот обмен был результативным.
Инна КОРОТКОВА, кандидат психологических наук, Кемерово
Комментарии