Геннадий СТАРУНОВ не из тех, кого молниеносно выделишь из толпы. Но это лишь до той поры, пока он не заговорит. И то, о чем он рассказывает, касается всех: он помогает научиться спасать жизнь. При этом его уроки ОБЖ отнюдь не выглядят клонами инструктажа сотрудников МЧС, они похожи скорее на разговор по душам о… науке, искусстве, любви. И конечно же, об опасности, которая возникает внезапно. Настолько, что нельзя не растеряться. Учитель из школы на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова, представлявший Москву на конкурсе «Учитель года России»-2022, убежден: сохранить хладнокровие и оказать помощь способен каждый. Но чтобы в экстремальной ситуации человек вспомнил, чему научился, и алгоритм его действий был грамотным и четким, а не «кажется, как-то так», надо достучаться до ума и сердца.
Конкурсный урок Геннадий Владимирович начал с видеофрагмента. На экране тоже творческое состязание – проект «Голос», юному участнику перечисляют его ошибки… и вдруг он падает в обморок! Как распознать, что человек на грани нервного истощения? Есть ли характерные признаки, с помощью которых возможно предотвратить приступ? И что необходимо сделать, если кто-то рядом все-таки потерял сознание?
К концу занятия ребята уже ответят на все эти вопросы. Но придут к этому не сразу, ведь каждый момент помощи требует решений, от которых будет зависеть, способны ли подобные действия спасти или, напротив, навредят.
А до этого класс сформировал три команды. Первая читает классику – Лесков, Чехов, найти фрагменты, описывающие истому в русской литературе, несложно. Вторая изучает картину Пьетро Фалька (Лонги) «Обморок». Третья штудирует перечень симптомов предобморочного состояния. Вскоре начинается совместная работа: «литераторы» зачитывают, «искусствоведы» делятся наблюдениями, «эксперты» подтверждают, насколько описанные и увиденные признаки соответствуют реальной угрозе. Большинство ситуаций разоблачено – это имитация. А вот юный артист из телевизионного шоу – наглядный пример того, что действительно происходит с человеком за мгновение до отключки, и если бы кто-то из окружения посетил хотя бы разок курсы по оказанию первой помощи или (как вариант) заглянул на урок к Геннадию Старунову, увидел бы это сразу. И дал бы дельные советы, а не такие, что сыпались в тот день с разных сторон: «Надо размять ему руки», «Воды!».
Потом в кулуарах шептались: «Ему повезло с детьми, они с готовностью откликались на все его задания». Но было очевидно, пришли бы в класс другие ребята, ситуация не изменилась бы. Они так же ловили бы каждое его слово и с азартом отрабатывали навыки по оказанию первой помощи друг на друге. Кстати, а вы знаете, что надо делать, когда на ваших глазах кому-то становится плохо? Правильно, звоните специалистам немедленно! Вызвать скорую – это самый верный выбор, есть, правда, кое-какие рекомендации, для того чтобы сохранить жизнь человеку до ее приезда, но за точными правилами к Старунову!
Он говорит, что, если после его уроков кому-то удастся спасти чью-то жизнь, значит, все прошло не напрасно. И кстати! Я сказала, что урок начался с видеофрагмента? Это неправда. В преддверии разговора на экране мелькнули компьютерные игры, так как тема звучала «#Не игра». Заставки «Марио» и «Цивилизации» аудитория восприняла в примере антитезы. Оказалось, все гораздо тоньше и глубже. Заключительным аккордом стали слова: «В компьютерной игре у геймера есть много жизней, в реальности – она одна. Берегите ее!»
Он всегда говорит только то, во что верит. Он делает только то, что умеет. Эти умения развивает постоянно.
– Для себя я взял правило: если тема в учебнике связана со спасением людей, я должен стать в ней специалистом. Например, в рабочей программе есть блок первой помощи. Значит, нужно быть инструктором. Поэтому я сдал экзамен и получил моральное право об этом рассказывать. Так делал почти по каждому блоку и освоил много практических специальностей: спасателя, инструктора по спасению на воде, по детско-юношескому туризму, тренера медицинского класса по практическому экзамену. Конечно, невозможно быть специалистом во всем. Если я в чем-то не разбираюсь, ищу экспертов, привожу их к ученикам, – говорит Геннадий Старунов.
А еще учитель уверен:
– Жизнь – самое ценное на земле. Мы не должны этого забывать.
Старунов умеет создать интригу. У него она получается не обидной, наоборот – возвышающей. Он часто говорит о человечности, это стало лейтмотивом его ответов на конкурсном испытании «Вопрос учителю года». Вот и девиз у него: «Действуй, думая и сверяясь с сердцем». Человечность и профессионализм – их Геннадий Владимирович ставит во главу угла. И практику! Он считает, что не может рассказывать ребенку о спасательных работах, если самолично не попробовал это в деле.
– Одно из важнейших умений учителя – это, наверное, умение задавать самому себе вопросы, – размышляет Старунов. – Имею ли я моральное право учить тому, как помочь человеку в экстренной ситуации, если сам этого никогда не делал? Можно ли говорить детям о важности обучения на протяжении всей жизни, если сам не учишься? Нужно ли ожидать, что ребенок будет тебе доверять, если сам ему не доверяешь? С первых дней работы в школе я почувствовал, что доверие детей можно заслужить, только если говоришь, что умеешь делать, а главное – делаешь сам. Сегодня я сертифицированный спасатель, психолог, инструктор по первой помощи, детско-юношескому туризму и спасению на воде. А волонтерство в добровольческом поисково-спасательном отряде «СпасРезерв» дает мне моральное право говорить с детьми о важности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Геннадий Старунов не просто рассказывает, он выстраивает урок таким образом, что возможность попробовать (даже просто дозвониться до скорой помощи и внятно объяснить оператору проблему!) становится очевидным навыком.
– Стараюсь сделать каждый свой урок максимально практико-ориентированным, – объясняет учитель ОБЖ. – За ограниченное время мои ученики решают непридуманные задачи от профессионалов-спасателей или людей, попавших в опасную ситуацию. Что делать, если в дверь стучит незнакомец? Можно ли переворачивать автомобиль, попавший в ДТП? Какие слова могут спасти человека? Такой подход дает результат: на счету моих учеников не только победы в конкурсах и олимпиадах, но и спасенные жизни. А чтобы важные для каждого знания стали доступны не только моим ученикам, но и любому неравнодушному человеку, я создал интернет-сообщество «Пир практиков», посвященное вопросам безопасности жизнедеятельности. За год блог объединил более 40000 человек, а количество просмотров превысило 2 миллиона.
Три года Геннадий Владимирович вел интерактивное сообщество школы Чуйкова. Специально пытался доказать детям и взрослым, что школьный контент может быть интересным не только учителям, родителям и педагогам, но и всей общественности. Доказал. К тому же педагог курировал медиакласс (направление предпрофессиональных программ в московских школах стало весьма популярным), налаживал сотрудничество с институтами, медиацентрами, колледжами, где школьники могли увидеть, как обучаются фотоделу, и попробовать примерить на себя роль ученика мастера, проясняя, стоит ли посвятить этому делу себя целиком. А Старунов ко всему прочему вел кружок маркетинга, чтобы его юные аналитики смогли зайти в рекламный кабинет любой соцсети и сказать, в чем там проблема. Ему нравится, когда молодые люди строят гипотезы, прокачивают аналитическое мышление.
– Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» часто воспринимают как не самый нужный: ЕГЭ по нему не сдают, именно с него отпрашиваются на репетиции и пересдачи. Но уже заметно, как меняется отношение к предмету у моих учеников, их родителей, подписчиков блога. Они понимают, что это предмет про жизнь, про ответственность. Про ответственность за жизнь свою и другого человека. И таких с каждым днем становится все больше.
Геннадий Старунов автор проекта «ОБЖ не за партами», который не имеет аналогов в России. Он обучился ряду практических специальностей: инструктора по спасению на воде, по детско-юношескому туризму, тренера медицинского класса по практическому экзамену. На уроках педагог вместе с учениками моделирует реальные ситуации и рассказывает, как необходимо поступать. Учитель ОБЖ – финалист конкурса «ТопБЛОГ». В своих социальных сетях он выкладывал посты с различными специалистами – пожарными, спасателями, врачами, туристами, которые учат детей и взрослых, как вести себя в экстренных ситуациях.
– Чтобы дети тебе доверяли и хотели перенимать знания, – убежден педагог, – нужно говорить им, что испытал, что сам умеешь делать. Я сертифицированный спасатель, психолог, инструктор по первой помощи, детско-юношескому туризму и спасению на воде. Работал в качестве волонтера в поисково-спасательном отряде «СпасРезерв». Поэтому считаю, что имею моральное право говорить с детьми о важности предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». И не только говорить, но самое главное – давать практические знания.
К воспитанию культуры безопасности Геннадий Владимирович относится серьезно, строя ее комплексное обеспечение, он вышел на просторы Интернета, обозначив его как территорию обдуманных действий. И уже на конкурсе «Учитель года России»-2022 родился «Словарь спасительных слов», ведь даже вовремя сказанное слово может спасти чью-то жизнь. Для Геннадия Старунова это по-настоящему важно.
Настолько важно, что после конкурса 35‑летний учитель московской школы стал добровольцем в специальной военной операции. Ведь до того, как влюбиться в профессию учителя и прийти в школу, Геннадий Владимирович служил в Воздушно-десантных войсках.
– Я люблю Россию. Было бы странно, если бы я остался дома, когда мои братья все здесь. Я должен быть с ними, – сказал педагог.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов во время их встречи на учебном полигоне до отправки на передовую предложил Геннадию Старунову возглавить стратегию обновления уроков ОБЖ с курсом начальной военной подготовки, когда учитель вернется после службы. Геннадий Владимирович не медлил с ответом:
– Главная артерия, питающая начальную военную подготовку, – это люди, которые находятся на передовой, фронтовики. Представляете, какой с их помощью можно сделать настоящий курс! И темы будут актуальные – с учетом современных угроз. Тогда уроки будут и интересны, и полезны для школьников, и с упором на практическую подготовку.
А встреча московского педагога и министра состоялась по очень приятному поводу: министр вручил Старунову, победителю премии Российского общества «Знание» 2022 года в номинации «За просветительскую деятельность в школе», нагрудный знак «Молодость и профессионализм».
Когда его ученики прислали Геннадию Владимировичу видеопоздравление с праздником, он им передал:
– Дорогие дети, я бесконечно тронут вашим вниманием. Кто-то из вас сказал, что я вам подал пример. Хочу сказать, что я обычный человек, просто постоянно стремлюсь получать новые знания, развиваться. Если каждый человек станет это делать, то он будет по-настоящему жить. Когда вы получаете новые знания, вы развиваетесь. Развивайтесь в своем любимом деле. Не важно, какое оно будет, важно, чтобы вы от него горели всем своим сердцем.
Лариса ЛИХАЧЕВА, Москва
Комментарии