Кадры могут решить всё только в том случае, если они высококвалифицированные и хорошо подготовленные. Но силами одних лишь педвузов эту проблему не решить. Поэтому на учреждения системы подготовки и переподготовки педагогических работников ложится особая ответственность и колоссальная нагрузка. Рособрнадзор РФ уже провел исследование профессиональных компетенций учителей математики, русского языка и литературы, и в ближайшей перспективе аналогичные проверки будут проведены и по другим предметам. Причем заинтересованы в этом не только федеральные, но и региональные структуры.
Впрочем, считает ректор Алтайского краевого ИПКРО Максим Костенко, поводов для страхов и опасений нет, так как подобные испытания призваны помочь самим учителям понять, где у них слабое звено и над чем следует поработать. По его словам, главный принцип – добровольность и потребность в саморазвитии. Колоссальное значение исследование имеет и для института – это своеобразная оценка актуальности действующих программ повышения квалификации, позволяющая выделить их сильные и слабые стороны. – Оценка и самоанализ учителя определили те профессиональные лакуны, которые стоит ликвидировать, – рассказывает Максим Александрович. – И это понимает каждый, прошедший тестирование. Пока что при аттестации, когда учителя дают уроки, представляют портфолио в бумажном или электронном виде, присутствует высокая доля субъективизма. Мы же делаем ставку на исследование компетенций, поскольку это помогает определить профессиональные дефициты, в том числе и умение работать с самыми разными категориями детей, готовность к этому учителя ценностно, морально, педагогически и психологически. Обобщенные данные исследования ложатся в основу модернизации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также находят отражение в содержании окружных семинаров, круглых столов, встреч с педагогическим сообществом. В крае уже давно работают над решением проблемы горизонтального роста и профессиональной карьеры учителя, о чем в последнее время сказано очень много. В экспериментальном режиме апробированы 4 основных статусных звания профессионального развития педагога: учитель-новатор, учитель-методист, учитель-исследователь и учитель-наставник. Дифференцированная оценка при аттестации впервые позволила учителю рассмотреть свою профессиональную деятельность под новым углом, с точки зрения соответствия статусному званию. Для молодого учителя это перспективы развития, ведь для того чтобы стать учителем-мастером, учителем-наставником, необходимо пройти серьезный путь в профессии. Каждая последующая категория предполагает, что педагог владеет неким набором дополнительных общеобразовательных компетенций. Но самое главное – система стимулов, необходимых для того, чтобы у каждого педагога, без исключения, было желание овладевать новыми компетенциями, расти и развиваться. Впрочем, пока нужно всего лишь преодолеть собственную ригидность, выяснить границы познания и уже потом постараться расширить их. – Есть множество очень важных и универсальных компетенций, без которых современному педагогу крайне сложно обойтись, – считает Максим Костенко. – Я не говорю про ИКТ-компетентность, необходимость которой, к счастью, признали почти все учителя. Не менее важна компетенция воспитания и развития личности, для ее совершенствования мы даже создали отдельное структурное подразделение – кафедру социализации и развития личности. Без этого невозможно говорить о воспитании ответственности, лидерства, коллективизма, толерантности, патриотизма.Мы активно работаем над повышением эффективности курсов повышения квалификации, учитывая особенности образовательной сети Алтайского края (большое количество сельских школ, их географическая отдаленность). При этом используются различные формы повышения квалификации. У института есть филиал и представительства в муниципалитетах. По договору с муниципальными властями происходит взаимодействие местных учительских коллективов с методистами головного института (здесь не обойтись без тесного сотрудничества с учебно-методическими объединениями, ведущими очень активную работу, в том числе и по повышению квалификации педагогов). С полной отдачей используются ресурсы портала www.akipkro.ru, где находится вся необходимая документация, публикуется самая свежая информация и размещено огромное количество методических материалов. В регионе действует такая интересная форма взаимодействия, как День института, когда команда опытных педагогов выезжает в конкретные школы, где происходит обсуждение конкретных проблем. Есть проект «Мобильный педагог», когда какой-нибудь выдающийся учитель, например победитель конкурса «Учитель года», дает в той или иной школе уроки для детей и мастер-классы для учителей. Идет очень серьезная работа по созданию ассоциаций учителей-предметников. Словом, задействованы все каналы прямой и обратной связи между АКИПКРО и педагогическим сообществом края. Одно из актуальных направлений нашей работы – совершенствование персонифицированной кредитно-модульной системы повышения квалификации, которая позволит проводить перезачеты тех или иных обязательных модулей с использованием не только ресурсов АКИПКРО, но и реализуемых другими организациями и структурами. Правда, институт оставляет за собой право дополнительного экзамена, то есть испытания, призванного подтвердить полноценность и весомость курсов, пройденных «на стороне». И в зависимости от глубины освоения материала предусмотрено 3 основных уровня – допустимый, базовый и инновационный. При прохождении процедуры аттестации учитывается степень освоения модулей, что в итоге влияет на присуждение или подтверждение квалификационной категории или статусного звания. Данная система позволяет обеспечить развитие учителя, а не прохождение курсов ради курсов, так как обучение не заканчивается получением свидетельства о повышении квалификации. На курсах повышения квалификации активно информируют педагогов о том, где можно найти интересующие их материалы, какие курсы системы дополнительного образования стоит посетить. Здесь понимают: нельзя все выстраивать только вокруг подготовки к ЕГЭ или только вокруг олимпиад. Нужно постараться научить работать со всеми, сделать так, чтобы привить каждому школьнику интерес к предмету, учесть специфику класса. Тут помогают педагогам создать свою собственную образовательную программу с учетом этих особенностей. Не менее важен для нас послекурсовой период, и в этом плане мы не теряем связь с педагогами и образовательными учреждениями: помощь во внедрении знаний, полученных на курсах, реализация проектов, рабочие консультации по любому интересующему вопросу. Ряд проектов позволили в очередной раз подтвердить высокий уровень образования в крае не только на всероссийском, но и на международном уровне. Один из них, реализованный в рамках международного проекта Европейского Союза Темпус, называется «Учебная фирма», это образовательная технология, которая представляет собой имитацию всех этапов создания и развития бизнеса, интеграции в экономическую среду. По сути, проектно-исследовательский компонент реализуется напрямую самими ребятами с привлечением знаний по математике, истории, экономике и других предметов. Данная форма обучения способствует развитию метапредметных компетенций школьников. Второй – Всероссийский проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется при поддержке Министерства финансов Российской Федерации и регионального комитета по финансам, кредитной и налоговой политике. На базе института создан Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, который решает задачу подготовки специалистов для преподавания финансовой грамотности, и только в 2016 году 1200 учителей будут обучены. А в школах края уже второй год в режиме апробации ведется курс «Финансовая грамотность», на занятиях по которому алтайские школьники узнают, как грамотно пользоваться деньгами, защищаться от финансовых мошенников, главное – дети учатся ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовятся к вступлению во взрослую жизнь. Многие инновационные проекты стали возможны благодаря поддержке Министерства образования и науки РФ, которая осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года (ФЦПРО). В 2016 году Алтайский край вошел в число регионов – победителей конкурса по одному из мероприятий ФЦПРО, и АКИПКРО стал федеральной стажировочной площадкой по теме «Развитие современных образовательных практик средствами инновационных методических сетей и механизмами профессионально-общественного управления».
Комментарии