Вопросы, связанные с правовым регулированием порядка реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, необходимо рассматривать в комплексе, соблюдая интересы педагогических коллективов, родителей и учеников. Как это сделать? Об этом рассказывает секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Жанна ОСИПЦОВА.
Реорганизация образовательного учреждения
Реорганизация – специфический способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц, который может быть осуществлен в следующих пяти формах (пункт 1 статьи 57 ГК РФ): слияние (создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних); присоединение (прекращение юридического лица одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу); разделение (прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам); выделение (создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего); преобразование (прекращение и образование на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы).
Обязательные условия при реорганизации любого образовательного учреждения – соблюдение требований о том, что образовательное учреждение:
– реорганизуется только в некоммерческую организацию;
– эта некоммерческая организация может быть иной организационно-правовой формы, нежели учреждение;
– реорганизованное образовательное учреждение должно оставаться после реорганизации образовательной организацией по своему целевому назначению, то есть работать для достижения образовательных целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ решение вопроса о реорганизации юридического лица относится к компетенции его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о реорганизации учреждения принимает собственник имущества (учредитель) учреждения в порядке, установленном законодательством.
Пункт 4 статьи 57 ГК РФ определяет момент завершения реорганизации юридического лица, связывая его с моментом государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, а также с внесением записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц при реорганизации в форме присоединения. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица новое юридическое лицо не создается. Завершение реорганизации обоих юридических лиц определяется моментом внесения органом государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Специальные нормы, определяющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица, содержатся в статье 50 Налогового кодекса РФ.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц
Реорганизация связана с переходом прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к существующим (при присоединении) или вновь возникающим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства (статьи 129, 387 ГК РФ). При этом имеются в виду гражданские права и обязанности юридического лица, возникшие из оснований, предусмотренных статьей 8 ГК РФ и иными федеральными законами.
Виды объектов гражданских прав и обязанностей определяются статьей 128 ГК РФ. Права и обязанности юридического лица в отношении конкретных видов объектов гражданских прав становятся в свою очередь объектами бухгалтерского учета, отражаются в стоимостном выражении в бухгалтерском балансе юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета считаются: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Переход прав и обязанностей от реорганизованных юридических лиц на баланс юридических лиц правопреемников осуществляется на основании соответственно передаточного акта или разделительного баланса.
Решение вопросов правопреемства в отношении конкретных прав и обязанностей юридического лица при его реорганизации связано с передаточным актом или разделительным балансом, которые утверждаются учредителями (пункт 2 статьи 59 ГК РФ).
При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику – вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации юридического лица путем разделения и выделения права и обязанности распределяются в соответствии с разделительным балансом. В первом случае – между юридическими лицами, возникшими на основе разделенного юридического лица; во втором случае – между реорганизованным и выделившимися из него юридическими лицами.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности при реорганизации юридические лица обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (статья 12 закона о бухучете).
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс утверждают учредители.
Передаточный акт или разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц, а также для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Ликвидация образовательного учреждения
Ликвидация – способ прекращения юридического лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ можно выделить два вида ликвидации юридического лица:
– первый вид – добровольная ликвидация (осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано);
– второй вид – принудительная ликвидация (по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что учреждение (бюджетное и частное) на основании пункта 4 статьи 61 ГК РФ не может быть ликвидировано в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридические лица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований и ликвидированы по решению суда только по основаниям, указанным в ГК РФ.
Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Особенности ликвидации отдельных видов юридических лиц устанавливаются законодательством о таких юридических лицах, в частности, законодательством РФ в области образования.
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона РФ «Об образовании» ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
– в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта РФ – для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений;
– по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
В соответствии с пунктом 82 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 с последующими изменениями и дополнениями) ликвидация или реорганизация общеобразовательного учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года.
В принудительном порядке по решению суда образовательное учреждение может быть ликвидировано в трех случаях:
– в случае осуществления образовательной деятельности без надлежащей лицензии;
– при осуществлении деятельности, запрещенной законом;
– при осуществлении деятельности, не соответствующей уставным целям образовательного учреждения.
2. Федеральным законом предусмотрено, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (пункт 5 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»).
По смыслу этой правовой нормы речь идет в данном случае о добровольной ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения, для правомерности которой требуется помимо соблюдения общих положений о порядке ликвидации согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
При этом необходимо учитывать, что закон предусматривает, чтобы согласие на ликвидацию такого учреждения было дано сходом жителей всех населенных пунктов, которые обслуживаются этим образовательным учреждением, т. е. если данное учреждение посещают дети, проживающие в различных (как правило, в близлежащих) сельских населенных пунктах, то необходимо согласие сходов жителей всех этих населенных пунктов.
Для определения понятия «сельский населенный пункт» можно использовать понятие, которое дано в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). Это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. То есть для сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений федеральным законом установлена специальная гарантийная норма при решении вопроса о добровольной ликвидации такого учреждения.
Однако с учетом происходящего процесса оптимизации сети образовательных учреждений в сельской местности, сопровождающегося реорганизацией и ликвидацией таких учреждений, на практике возникают проблемы с применением этой гарантийной нормы в случае, когда в результате реорганизации сельское образовательное учреждение утрачивает статус юридического лица и становится сельским филиалом образовательного учреждения, находящегося в другом населенном пункте.
Принимая во внимание, что федеральный закон говорит об учреждении применительно к сельским филиалам образовательных учреждений в отсутствие прямого регулирования и в целях обеспечения реализации специальной гарантийной нормы, представляется целесообразным и обоснованным добиваться:
– во-первых, применения в этих ситуациях общеправового принципа – аналогии закона, поскольку по содержанию своей деятельности филиалы выполняют полностью (или частично) функции образовательного учреждения;
– во-вторых, закрепления уточняющих положений в этой части в региональных законах в области образования.
Наряду с этим в обязательном порядке должен применяться гарантийный механизм предварительной экспертной оценки последствий ликвидации сельского филиала образовательного учреждения.
Комментарии