Не повезло, конечно, Оле: она родилась настоящей женщиной – красивой, искренней и непредсказуемой. Не повезло, потому что весь мир полон не только друзьями, но и завистниками. Первые носят на руках и восхищаются ее искрометностью, а злые языки за спиной судачат о том, что, мол, ничего особенного и пусть нос не задирает, тоже, понимаете ли, принцесса нашлась. Конкурс «Учитель года России-2006» для Ольги КОВАЛЕВОЙ, филолога из Тюмени, мало чем отличался от обычной жизни. Ведь она не переставала оставаться принцессой и к тому же смогла доказать, настоящий учитель – король импровизации.
Досье «УГ»Анекдот от Ковалевой: Замечено – когда учитель выплывает в море, обратно он возвращается через 40 минут.Чье имя, на ваш взгляд, в заветной коробке, которую вскроют 22 ноября в Кремле, чтобы огласить имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006»?- Я думаю, что это будет Андрей УСПЕНСКИЙ, филолог из Череповца Вологодской области.
Оля в школе
Конечно, когда пишешь об учителе года, нужно в первую очередь рассказывать о его уникальных методических наработках, об огромном опыте работы и фантастическом усердии, которое он приложил, чтобы попасть на конкурс, обо всех тех терниях. И вот тогда это будет история про какую-то другую Олю Ковалеву, потому что наша героиня делает только то, что интересно ей. Да, это можно назвать капризом, можно – упрямством, но она такая, и за это ее любят дети. Например, те самые, которых она учила все десять лет. Ольга Анатольевна в школе – непредсказуемая и неправильная, не такая, какой должна быть учительница. Это в ее стиле написать СМС-сообщение заигравшимся на уроке с телефоном ребятам или со слезами на глазах порвать ученическую тетрадь с халтурно выполненным домашним заданием. И за это ее можно было бы критиковать вчера, а сегодня эти ребята – успешные студенты ведущих вузов страны.
Оля, не стесняясь, говорит о том, что обычно предпочитают не вспоминать. Да, пошла работать в школу, потому что сыграли юношеские амбиции. Еще бы – в 19 лет ей, единственной выпускнице факультета начальных классов педагогического колледжа, предложили взять первый класс престижного городского лицея №70. А то, что обучение в Тюменском государственном университете на филологическом факультете позволяло совмещать школу и учебу, оказалось только на руку. Сегодня, после многочисленных реорганизаций, образовательное учреждение №70 вновь называется школой, обычной, той самой, которая идет сразу после хорошей, как любит повторять ее директор Лидия Русакова. Небезосновательно, поскольку это тюменский вариант школы учителей года. Сама Лидия Николаевна победила в самом первом областном конкурсе в 1992 году, учитель МХК Владимир Никляев повторил ее подвиг в 2004 году. Вполне логично, что его коллега, а в прошлом и студентка Оля Ковалева превзошла своего учителя и вошла на российском финале в «пятерку».
– Она всегда была не такой, как все, – рассказывает Владимир Юрьевич. – Ее многие за это критиковали, но она упряма и предпочитает поступать по-своему.
В наследство от практики работы учителем начальных классов Ковалевой-филологу досталась жестикуляция. Она руками может показать детям все – где поставить скобки или насколько страшно в темноте. Порой кажется, если сейчас отключить звук, то по мимике и жестам будет понятно, о чем идет речь. Попробуйте так сделать на обычном уроке, направленном на результат, где есть цель и задачи, и вы не прогадаете. Но слово учителя вам обязательно понадобится на открытом уроке или мастер-классе, там, где без него невозможно познать смысл.
Секрет успеха Ковалевой на сцене только с первого взгляда кажется простым. Нужно взять текст из Антологии современной прозы XX века и… происходит то, что Оля объясняет как – «я поняла, что это мое» – таинство рождения идеи урока. И только цель остается неизменной – об этом произведении должны услышать так, чтобы захотели самостоятельно погрузиться в него. Беседовать, читать, искать в нем второй и третий смысл – какое огромное поле деятельности открывается. Здесь самое главное – услышать, что говорит первый человек, и, включившись в его волну, начать работу. Таким был и мастер-класс Ковалевой «Пластика текста» на сцене Дворца пионеров и школьников в Челябинске. В «пятнашке» выступающих она была последней. 20 минут импровизации, и ворох противоречивых мнений на многие годы – талант всегда раздражает. Но главное – она сумела доказать, что учитель должен делать что-то для себя, иначе нет смысла работать в школе. Подобная импровизация сродни джазовой, она придает смысл ритмичным будням филолога – 40 минут урок, 10 минут перемена, проверка тетрадей.
Оля в доме
Десять лет педагогического стажа, девять лет семейной жизни – Оля выглядит, как подросток, а ощущает себя на все 40, но даже собственный муж не помнит ее возраст. Секрет прост – она не боится старости и даже ждет ее, а кроме того, она уже успела воспитать Леню. Между ними разница 11 лет, и в его телефоне есть строка – «папа», а есть «кнопка», которая иногда превращается в «совесть». Оля знает, как воспитывать подростка, но никогда не учила ребенка говорить или ходить – это все впереди.
Ковалева для семьи – философ:
– Когда мужчина выбирает себе женщину и живет с ней – это счастье. Мое глубокое убеждение, что мужчина может обойтись и без женщины. Главное – сделать себя нужной для него. Я точно знаю, как бы сильно тебя ни любили, без тебя обойдутся. А ты не сможешь, женская привязанность сильнее. Приходится себя воспитывать, не капризничать. Характеры у людей разные, и у каждого человека есть своя прошлая жизнь, тут нужно изучить и понять. Сейчас я флегматик, а была холериком. Меня этому научила семейная жизнь. То, что мы создаем, настолько хрупко, что иногда даже пальцем боишься тронуть.
Она не бросает громких фраз о любви к детям и школе, а признается искренне – «для меня семья – главное». И эта свобода от банальных стереотипов позволяет ей действительно любить свою работу. Порой кажется: Ковалевой подвластно все. Начиная с третьего класса она повторяла своим ученикам: «Я мечтаю, чтобы кто-нибудь из вас стал архитектором и летчиком». В одиннадцатом в класс пришли Антон и Паша, первый сегодня – студент архитектурного отделения, а второй, мало того что оказался похож на летчика – высокий голубоглазый блондин, через пару лет учебы сядет за свой первый штурвал.
Почему мама на свадьбе в Олином детстве держала в руках красивую фарфоровую куклу, дочь не помнит, но сегодня повзрослевшей принцессе друзья делают подарки в личную коллекцию авторских игрушек. Из таких сказочных историй, которые сочиняет Ковалева, состоит ее жизнь. Этим летом на выпускном вечере Ольга Анатольевна танцевала вальс с теми, кто десять лет назад пришел к ней учиться. Ребята долго репетировали этот номер – учились приглашать и правильно вести партнера. Конечно, они запомнили это. Есть у Ольги еще одна мечта – сыграть на фортепьяно концерт в Рахманиновском зале Москвы. Ковалева уверена: все, что задумываешь, – получается, надо только правильно срежиссировать очередную сказку.
До этого конкурса Ольга боялась разлуки, той, самой страшной, которая может случиться на всю жизнь. А теперь на подобный вопрос она отвечает, что ничего не боится, потому что вместе с успехом появилась уверенность, что тебя любят и что твоя любовь нужна.
Нет, конечно, Ольге повезло, она родилась настоящей женщиной – той, от которой мужчины теряют голову и совершают абсурдные поступки. Тут даже Владимир ПУТИН не устоял на приеме «пятнашки» в Кремле: во время фотосессии он пригласил ее встать рядом… Злые языки тут же принялись судачить, их тоже можно понять…
Фото автора
Объявление «пятнашки». До победы осталось совсем немного – мастер-класс и публичная лекция. Оля – крайняя справа
Комментарии